Читаю журналы.
1.Молокова Н.А. Пошаговая работа с текстами художественных произведений на уроках литературы как средство формирования читательской позиции обучающихся. - Журнал "Эйдос", 2011, № 3.
"Поэтому когда из начальной школы дети приходят в пятый класс, я начинаю с формирования читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходах к его анализу... Для закрепления понятия «система образов», выяснения роли сюжета в эпическом тексте ставлю детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту(дети окажутся соавторами) и помогаю убедиться в том, что в развитии сюжета, его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале своего произведения). Задача работы в следующем: на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем дети должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью: а) сюжетосложение, б) завершение описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своим представлением о жизни и судьбе человека. Для этого можно взять любой небольшой по объёму рассказ. С пятиклассниками мы дописывали миниатюры В.А.Сухомлинского".
Читать здесь полностью
2.Шерстова Е.В. Эвристическое задание в структуре урока русского языка при человекосообразном подходе в обучении. - Журнал "Эйдос", 2011, № 4.
"На этапе объяснения нового учебного материала на уроках русского языка наиболее эффективными будут эвристические задания когнитивного типа, направленные на познание свойств, особенностей образовательного объекта через наблюдение, задавание вопросов, исследование, сопоставление, классификацию, выявление закономерностей, выдвижение собственных версий и т.д. Рассмотрим на примере задания для 6 класса при изучении темы «Правописание не с существительными». МОЕ ПРАВИЛО. Проведите исследование словосочетаний, распределите их на группы, выявляя закономерности правописания не с существительными: рассказывать небылицы; обидная невнимательность; обсуждали не успеваемость, а поведение; голубые незабудки; слепая ненависть; не успех, а провал; вырваться из неволи; говорить неправду; не везение, а труд; чувствовать неуверенность. На основе выявленных закономерностей сформулируйте правило правописания не с существительными. Полученный учеником в результате самостоятельной работы образовательный продукт обсуждается, каждый выдвигает свою версию правописания, после чего рассматривается правило из учебника... На этапе закрепления и повторения учебного материала эффективными будут задания креативного типа, направленные на создание творческого образовательного продукта в разной форме по изучаемой теме: тексты разных жанров и композиций, схемы, карты, образы, различные изобретения, презентации и т.д. Например, на уроках по орфографии в старших классах может быть предложено такое задание.
МОЙ ДИКТАНТ. "Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был небольшой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком…"
Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на проверку правописания гласных «о», «е» после шипящих и «ц» в разных частях речи. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание «не» и «ни» с разными частями речи».
3.Шальнева Е.А. Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы. - Журнал "Эйдос", 2011, № 4.
"В процессе нашей практики были отработаны приемы, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему.
1. Работа над темой урока. Возможные варианты
• Начиная новую тему ( а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.
• Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.
• На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.
• Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности.
Ниже представлена часть методов и приемов, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.
- Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
- Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
- Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
- Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
- Метод эвристического исследования.
- Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
- Метод смысловых ассоциаций
- Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
- Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.
- Приём «Чтение с пометками»
- Приём «Закончи предложение»
- Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи".
Комментариев нет:
Отправить комментарий