воскресенье, 31 июля 2011 г.

"Раз школа не учит писать грамотно, раз ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения не требует грамотной речи, то остаются следующие три действия"


24.06.2011

Мобильные против грамотности

Добрый день.
Развитие технологий, прогресс, улучшение жизни людей - это то, что хочется одобрять. В самом деле, многие следствия из высокой развитости, например, микроэлектроники, так нравятся, что невольно закрываешь глаза на небольшие проблемы.
Последние годы большая часть текстового общения перетекла с компьютеров на коммуникаторы/телефоны. И это было бы здорово. Если бы клавиатуры этих маленьких устройств позволяли легко ставить знаки препинания и переключать регистр.

Как одеть подгузник?сколько можно писать простыню ничем не разделённых слов зачем заставлять читателя догадываться где кончилось одно предложение а началось другое где вопрос а где утверждение
Я долгое время не понимал, почему в сети так легко распространилась эта нечитаемая речь, а потом потрогал несколько современных коммуникаторов. Мой телефон, которому всего 8 лет, легко позволяет поставить точку, запятую или вопросительный знак, заботливо начинает новое предложение с заглавной буквы, догадывается, если я пишу аббревиатуру, облегчая ввод символов... Почему в новых моделях это нельзя было оставить?
А недавно, видимо, желая укрепить меня в мысли о том, что современные мобильные технологии направлены против грамотности, один сотовый оператор снял рекламный ролик, в котором на весь экран написано «Как одеть подгузник?» (хорошо хоть с вопросительным знаком).
Кто-то скажет, что в этом нет ничего страшного. Мол, слова похожи, смыслы их близки, и так хорошо понятно, что хотел спросить автор и так далее. Но у меня есть причина огорчаться из-за таких ошибок:
1. Бывают слова, которые имеют несколько значений («лук» - охотничий или зелёный),
2. Бывают смыслы, обозначаемые разными словами («лгун» и «обманщик», например).
3. А бывают разные слова, имеющие разные смыслы («одеть» и «надеть»). Зачем их смешивать? Они только звучат похоже, но сами очень отличаются.
А тем, кто считает, что похожие слова можно заменять друг на друга без каких-либо рисков, я желаю никогда не сталкиваться с врачами, которые путают грамм, миллиграмм и микрограмм. А что, слова же похожие?
Эх, а мнемоника такая простая - «Одевают Надежду, надевают одежду»... Это так же легко, какразобраться с -тся/-ться, только тренажёр на такую мелочь делать совсем странно.
Как быть? Раз школа не учит писать грамотно, раз ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения не требует грамотной речи, то остаются следующие три действия:
1) Стараться сохраниться самому (т.е. писать по-русски, даже если это не требуется) и создавать/поддерживать проекты, нацеленные на увеличение грамотности (правила русского языкаграмота.ру,-тся или -ться?тотальный диктант и так далее).
2) Требовать грамотной речи от подчинённых (цитата: «При найме сотрудников в It-компанию следует в качестве приемного теста предлагать написать изложение. Дать прочитать три странички связного текста и попросить письменно пересказать на пол-экрана...»),
3) По возможности голосовать за тех, кто обещает стимулировать грамотные тексты в СМИ (начал бы кто-нибудь хотя бы с бегущей строки в новостях федеральных каналов).
Если нынешние экзамены не нацелены на выявление истинного уровня, то остаётся только отбор на работу. Нужно ли программисту быть грамотным? Иногда кажется, что не так уж и обязательно. Но когда ведёшь с ним переписку, а он не в силах выразить свою мысль... Или даже когда при живом обсуждении проблемы выясняется, что он вроде бы понимает, но объяснить не может, потому что не приучен к изложению идей... То задаёшься вопросом, может ли быть эффективным одарённый одиночка или лучше взять грамотного середнячка, который способен работать в команде (потому что имеет «супер-способность» внятно обсуждать задачу).
Хороших выходных!

Комментариев нет: