воскресенье, 31 июля 2011 г.

Михаил Горбаневский: "Этимология слов и история грамматики – это маленькая машина времени. Это пробуждение интереса"

Читать полностью здесь
Михаил Горбаневский, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам ГЛЭДИС, доктор филологических наук, профессор

Pidgin Russian

Второе сомнение. Продолжаю мысль, которую начал развивать сам Президент. Знания, с которыми наши дети выходят в жизнь (русская речь), знания не просто минимальные, а знания – которые я могу определить как знания пиджинизированного русского языка, это Pidgin* Russian. Именно только таким вот англоязычным термином я, увы, могу определить тот язык, на котором они говорят.
И это не их вина, наших детей – это их беда.
Десятки лет, с советских времен, мы говорим о том, что в старших классах средней школы мы не учим детей практическому владению русским языком в разных жанрах – в официально-деловом, в книжно-научном, и так далее.
11-й класс ныне заканчивают полноценные граждане, достигшие избирательного возраста. Но они не умеют написать даже автобиографию, не могут написать правильно своё заявление о приеме на работу!
Надо учить школьников практической риторике, практической стилистике, ведь человек любой профессии обязан и должен эти навыки иметь. Без этих знаний и умений он не может быть полноправным членом нашего общества, даже если он будет учиться и работать в Сколкове. Кстати, правильная парадигма – в СколковЕ.

Надо ли спасать русский язык?

Один раз меня спросили: «Михаил Викторович, если б вы были президентом, что бы вы сделали для спасения русского языка»? Я всегда говорю – его не нужно спасать. Он, как птица феникс, сам восстанет из пепла. Но я бы, конечно, не забывал, что интерес и любовь к русскому языку школы складывается из двух составляющих.
Первое – это начальная школа – а учителя начальной школы сколько у нас получают? Поэтому когда мне говорили – какой бы вы словарь рекомендовали для того, чтобы оживить жизнь русского языка, я говорю – прежде поднимите зарплату учителям начальной школы. С них начинается родная речь!
Второе – очень существенный момент, который также имеет отношение к лингводидактике. Есть продолжающийся спор, в какой мере должны изучаться основы православия. А я считаю, что до того, как эти споры когда-нибудь чем-нибудь завершатся, можно отчасти ввести преподавание того, что изучала моя бабушка в гимназии. А она изучала в гимназии церковнославянский язык.
А.П.Чехов, а задолго до него древние греки говорили: сколько языков ты знаешь, столько раз ты и человек.
А церковнославянский язык (мы прекрасно знаем как профессионалы, что это язык не архисложный) – это южнославянский язык, это фактически древнеболгарский язык, это язык особой культуры, особой историко-культурной традиции. Без знания истории языка, невозможно усвоить многие особенности языка современного. Вот дитя наше в школе заставляют выучивать чередование гласных в корне или шипящих в суффиксах – чик/щик. Или вот ему говорят – свеча, но освещение. Вратарь и ворота – у нас вратарь в футболе стоит в воротах. Откуда эти различия? Ему не объясняют, а заставляют уныло зубрить…
Но есть же, например, прекрасная книжка В.В.Иванова и З.А.Потихи «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе». Это отличное пособие для учителей.
Если бы наш современный курс русского литературного языка в школе был дополнен этими такими экскурсами в историю нашей грамматики, нашей культуры, в историю нашей духовности, в историю нашей литературы на материале соприкосновения древнерусского и церковнославянского языков, смею вас уверить – русский язык в школе стал бы гораздо интереснее.
Этимология слов и история грамматики – это маленькая машина времени. Это пробуждение интереса, если говорить пафосно – чувства патриотизма!
Вот например, что значит чересчур? Это значит, что что-то слишком много сделано, но… Чур и Щур – это было божество среднего пантеона у наших предков-славян – покровитель рода. Оно распространяло свою охранительную силу (до принятия славянами христианства, естественно) только на территорию проживания рода – на эти большие дома, плюс – территорию, огороженную частоколом. И вот, древний славянин, который выходил за территорию, охраняемую фактически покровителем рода Чуром или Щуром, – он совершал что-то чересчур. Покровитель рода этот далее не мог его защищать.
И этот корень запечатлелся у нас даже в детском возгласе во время игры: «Чурики – чурики!». Или у меня вот знакомая бабушка, которая, когда идёт гроза, говорит: «Быстро всё выключайте, все компьютеры, все телевизоры, а то молния придёт!» – и добавляет – «Господи, Господи! Чур меня!» Что делает эта бабушка? Она призывает силы Господние защитить её, но при этом она произносит фразу «чур меня, чур» – защити меня, она к языческому богу ещё обращается, она же этого не знает!
Разве это не интересно? Разве это не часть истории славянства? Того самого славянства, которое восприняло всем сердцем и душой православие, пришедшее к нам из Византии. И вот эти вот две линии древнерусского языка, запечатленные в новгородских, старорусских берестяных грамотах и летописях, и письменная культура, пришедшая к нам с юга, – они соприкоснулись и обогатили друг друга.
Если бы дети узнавали от профессионального и грамотного педагога об этом, им было бы интереснее и проще изучать свой родной русский язык.
Президент раздраженно сказал, что всё у нас решается, только когда дело доходит до него – только он сам может что-то «разрулить».
Фраза была явно предвыборная…
Я бы предпочел услышать от него реальную и серьёзную критику, подготовленную специалистами, советниками – того, как преподаётся русский язык в современной школе.
*Pidgin – жаргонный язык.
Записала Анна Данилова

Комментариев нет: