среда, 24 августа 2011 г.

Выставка «Фальсификаторы древностей» в музее археологии Череповца

Источник
Сергей Виноградов

9 июня 2011
Музей вспоминает, как его надули сто лет назад. Из улик получилась выставка.
В 1907 году молодой на тот момент музей Череповца приобрел за солидную сумму шесть предметов старинного искусства. Вскоре выяснилось, что «древности» вырезаны из известняка кустарями и имеют младенческий возраст (не XIV, а XX века). Не самый блестящий в истории череповецкого музея факт, казалось бы, не нуждается в огласке. Но в Музее археологии, где более ста лет хранятся известковые фальсификации, посчитали иначе и собрали их в единую выставку.
— Эти предметы сами по себе история города и страны, к тому же они очень красноречиво рассказывают об истории музея, — говорит заведующий археологическим музеем и один из авторов выставки Александр Кудряшов. — О тех его страницах, когда в штат входили лишь директор, истопник и другие технические сотрудники. От обмана никто не застрахован: даже лучшие музеи мира не раз оказывались в дураках, приобретая подделки за сумасшедшие деньги. Мошенникам удавалось обмануть целые комиссии специалистов, проводивших проверку. Знаю, что в Лувре, Британском музее и Эрмитаже даже имеются специальные отделы фальсификаций.
Выставка называется «Фальсификаторы древностей».
Имена мастеров — авторов подделок в музейных документах не значатся, скорее всего, их следует искать в уголовной хронике начала прошлого века. Впрочем, на некоторых экспонатах значатся буквы Т и М, весьма похожие на автограф. В экспозицию вошли десять предметов, выдающих себя не за то, чем являются.
— В XIX веке в Европе просыпается повальный интерес к истории. Это связано с раскопками, которые проходили в Италии, Египте и Греции. Газеты описывали открытие за открытием. На территории нашей страны тоже копали, в основном в южных регионах — Причерноморье, Херсонес и так далее. Появились богатые коллекционеры, возник рынок древностей. Раз есть спрос, будет и предложение. Законов об охране памятников тогда не существовало, и сделки совершались очень легко и просто.
Вокруг череповецкого музея кружили нечистые на руку «птицы» несколько иного полета. В 1907 году крестьянин Тимошкин из деревни Судбицы, что неподалеку от нынешнего поселка Шексна, вошел в сговор со сбытчиком-татарином из Костромы и получил от него двенадцать предметов, выглядевших как древние скульптуры и барельефы. Тимошкин закопал их на берегу Шексны. Спустя год вырыл перепачканные и слегка потрескавшиеся реликвии и вызвал урядника. Тот засвидетельствовал, что крестьянин случайно наткнулся на клад. С этой справкой делец отправился в музей Череповца. Там «находкой» заинтересовались и даже собрали комиссию, в которую вошли представители местной интеллигенции: учителя, художники и вообще уважаемые люди. Археологов в городе не имелось, и вердикт комиссии был благожелательный. Заломленную Тимошкиным цену музей не потянул, приобретя лишь шесть предметов из двенадцати. За них было заплачено 200 рублей, выделенных либо городом, либо меценатами. Дабы понять, насколько велика эта сумма, скажем, что в начале прошлого века хорошая корова стоила 10 — 15 рублей. Обман мог оставаться нераскрытым несколько десятилетий (первый профессиональный археолог появился в Череповце в 30-х годах), но уже через год наш музей оказался на страницах «Вестника императорской археологической комиссии» в списке обманутых фальсификаторами. Мошенников раскусили в Костроме, куда они отправились сбывать оставшиеся скульптуры. На их беду в городе в то время проводился археологический съезд, на котором присутствовал светило из Москвы Николай Покровский. Тому хватило одного взгляда, чтобы продавцов выгнали взашей. Товар не остался без покупателя: изделия разошлись среди местных помещиков по 2 — 3 рубля за штуку.
Итак, из тимошкинской коллекции в экспозицию попали два весьма необычных изображения Иисуса Христа, картина сражения Никиты-бесогона с дьяволом, голова римлянина и скульптурная композиция, изображающая трех мужчин.
Но больше всего нелепостей — на якобы древнеегипетской табличке. Древний египтянин нашел бы на ней пару знакомых знаков, запрятанных в абракадабре, автор которой наверняка был без ума от рассказов про Шерлока Холмса: фигурки людей аккуратно скопированы с пляшущих человечков Артура Конан Дойла. «В детстве я любил ходить в музей и помню, что тогда эта табличка считалась подлинной, была в экспозиции, — вспоминает Александр Кудряшов. — Но кое-какие сомнения у меня в детские годы закрадывались. Ну не веяло от нее древностью».
Выставка продлится в Музее археологии до осени.

Комментариев нет: