БЛОГ ПЕРЕМЕН
Есть ли среди Ваших знакомых писатели, чьи тексты отказываются издавать, хотя эти тексты вполне достойны быть изданными и прочтенными публикой? Если возможно, назовите, пожалуйста, примеры. Каковы причины отказов?
НЕУДОБНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 81. Ответы писателей: ЕЛЕНА КОЛЯДИНА
Август 10th, 2011 АВТОР: Глеб Давыдов
— У меня есть две повести, одна для детей 9—10 лет, вторая для подростков 12—13 лет. «Под крылом дракона» (фантастика о мальчике Илье, который мог по ночам превращаться в сильного дракона и «спасать мир», типа грузовик с пьяным водителем остановить и т.п.) и «Дверь на черную лестницу» (ужастик о таинственных событиях в петербургской коммуналке, которые удается разгадать школьникам Илье и Маше). «Под крылом дракона» написана в соавторстве с писательницей Галиной Гордиенко, у которой вышло более 30 книг для детей и юношества. Но «Дракона» нашего, к сожалению, как и мою «Дверь на черную лестницу» пока не печатают (посылали в три издательства). Мы не перезванивали и не спрашивали причин отказа, т.к. книжки эти карман нам не тянут, а мы обе заняты другими писательскими делами. Но Галине Гордиенко когда-то в одном издательстве посоветовали, чтобы она писала не фантастику (так как это чтение для мальчиков), а девчоночьи книжки в серии типа «Мальчик плюс девочка», «Любимое чтение девочек», «Первая любовь» и тому подобное. Вроде бы книжки для мальчиков продаются гораздо хуже, чем для девочек: девчонки больше читают, чаще берут книги в библиотеке и покупают в магазинах. К сожалению, писатель не согласен творить то, что советуют ему добрые люди, а продолжает молотить то, к чему лежит душа. Короче, сами виноваты!
Но я по поводу этих своих двух пока не напечатанных подростковых книжек почему-то абсолютно спокойна — уверена, что рано или поздно они выйдут. Уверена, если книжка увлекательная, интересная, необычная — она рано или поздно будет напечатана. Вообще, жалобы на то, что «не печатают» (по моему личному мнению, с которым, естественно, можно не соглашаться) надуманны. Печатают, наоборот, все! Все, что только можно! Как член большого жюри «Нацбеста»-2010 читая книги, вышедшие в длинный список, наоборот, поражалась тому, что издательства берут на себя риск (все-таки главную задачу АО — получение прибыли для акционеров, с коммерческих издательств никто не снимал) печатать тексты, которые являются замечательными произведениями литературы, но совершенно бесперспективны с точки зрения «заработать денег», так как сложны для прочтения и понимания, написаны неизвестными авторами. Поэтому отметаю жалобы «непризнанных гениев» на «жадных» издателей, которым, якобы, только «быстрые деньги» (то бишь детективы и кроссворды) подавай. Путь к славе (известности, признанию) просто обязан быть тернистым. Только одолев скалы, лед и одиночество, задохнешься от счастья, оказавшись, наконец, на сияющей под солнцем снежной вершине.
Однажды я редактировала прозу для провинциального толстого литературного журнала и была буквально завалена повестями и рассказами. Но многие авторы, которым я (потратив свое время) позвонила или написала и высказала (по доброте душевной, из желания помочь) замечания, не смогли принять их, не захотели поправить свой «уникальный» текст. Потому что «непризнанным гениями» очень трудно следовать древней мудрости «Если хочешь чему-то научиться, будь готов стать дураком и тупицей». Помню, как отвергла мои робкие замечания авторша, у которой в каждом абзаце были фразы типа «войдя в квартиру и выключив свет в разные стороны полетели туфли и брюки» (это реальная фраза из повести). Даже если в этой повести гениальная идея, какой редактор захочет бросить кучу дел и неделю сидеть и переписывать подобные нелепости? А автор потом заполняет форумы жалобами на издательства, которые не хотят печатать его интеллектуальный шедевр.
Есть ли в литературном произведении некая грань, за которую писателю, желающему добиться успеха (например, успеха, выраженного в признании читателями), заходить не следует? Может быть, это какие-то особые темы, которые широкой публике могут быть неприятны и неудобны? (Если да, то приведите, пожалуйста, примеры.)
Или, возможно, существует какая-либо особая интонация, которая может вызвать у читателя отторжение и из-за которой весь потенциально вполне успешный текст может быть «самоуничтожен»?
Или, возможно, существует какая-либо особая интонация, которая может вызвать у читателя отторжение и из-за которой весь потенциально вполне успешный текст может быть «самоуничтожен»?
— Писатель никогда не станет вносить в свой текст скандальность искусственно, ради успеха. Трудно представить автора, у которого душа лежит, положим, к любовной романтической истории, но он со словами: «А внесу-ка я в свою историю о Золушке чуток зоофилии, от меня не убудет, а тиражи рванут!»… Он может написать о сексе с ослом (имею в виду Апулея), только если ему лично эта тема по какой-либо причине интересна. Герои Лимонова таковы не из желания писателя искусственно сделать их такими — они такие и есть! Поэтому писатель никогда не переходит никакую грань. Для него никакой грани просто не существует. Он ее не замечает, она невидима, как граница между Швецией и Норвегией (кто ездил, понимает, о чем я). Если автор пишет профашистскую книгу, значит, он фашист, и никаких связанных с этим граней, поверьте, в его душе и сознании не стоит. Если у писателя в книжке сплошь чистые, наивные героини, не изменяющие мужу, так просто потому, что автор в силу своего воспитания не может создать другой образ. У такого автора при всем его желании добиться литературного успеха героиня не зарежет любовника, чтобы, бросив ребенка в мусорный контейнер, уехать в Амстердам.
Писать можно и нужно обо всем, запретных тем не может быть, все зависит от мастерства исполнения. Если о педофилии пишет Набоков, о евреях Дина Рубина («Синдикат»), а о царе Никите и сорока его дочерях — Пушкин, тема никогда не будет «неприятна или неудобна» самому целомудренному читателю. Конечно, есть еще такая категория читателей, как старая английская дева, но тут уж любой писатель бессилен, эта и в «Незнайке в Солнечном городе» найдет «ужас, кошмар, это нельзя давать детям!»
Насчет интонации. Лично мне претят «матерные» стихи Орлуши. Я бы не хотела видеть их в детской библиотеке или на нижней полке магазине, где она может попасть в руки ребенка. А во взрослой библиотеке или в секс-шопе — пожалуйста, если это кого-то интересует.
Если такие темы и интонации, по Вашему мнению, существуют, то держите ли Вы в уме эти вещи, когда пишете? И насколько это вообще во власти писателя – осознанно управлять такими вещами?
— Что мне в этой жизни «неприятно и неудобно», так это партия Единая Россия. Так я о ней и не пишу, либо осознанно пишу с иронией.
Что приносит писателю (и, в частности, лично Вам) наибольшее удовлетворение:
- признание публики, выраженное в том, что Ваша книга издана и люди ее покупают, читают, говорят о ней?
- признание литературного сообщества (выраженное в одобрительных отзывах коллег и литературных критиков, а также в получении литературных премий и попадании в их шорт-листы)?
- или более всего Вас удовлетворяет метафизический и психологический факт самореализации – т.е. тот факт, что произведение написано и состоялось (благодаря чему Вы, например, получили ответы на вопросы, беспокоившие Вас в начале работы над текстом)? Достаточно ли для Вашего удовлетворения такого факта или Вы будете всеми силами стремиться донести свое произведение до публики, чтобы добиться первых двух пунктов?
— Обдумывать ответы на вопросы, которые меня мучают, я могу и без написания рукописей. Тогда почему же я пишу? Наверное, процесс написания текста, особенно, поиск верного, яркого слова, доставляет психоэмоциональное удовольствие. Но! Только, когда пишешь не к определенному сроку, в определенную серию и т.д., то есть когда пишешь, будучи абсолютно свободным духом. Когда нужно писать, потому что сроки поджимают, работа превращается в каторгу и требуется воля, чтоб сесть за компьютер. Я писала и когда меня не печатали, то есть, видимо, публикация, признание, в творчестве все-таки вторичны, как дети в сексе. Но, конечно, если книга еще и получит премию, увлечет читателей, вызовет приязнь или гнев коллег-писателей и критиков, совершенно замечательно. Каждый писатель хочет, чтобы его книгу купили читатели, да еще и оценили коллеги. Если бы это было не так, написав роман, писатель его тут же бы сжигал и садился за следующий.
Что Вы думаете о писателях, которые активно себя раскручивают – как лично, так и через друзей и знакомых? Должен ли писатель заниматься этим не совсем писательским трудом?
— Молодцы писатели, которые находят время и силы «активно себя раскручивать»: выступают перед читателями, ходят на презентации книг своих коллег, участвуют в литературных онлайн конференциях, пишут в живой журнал, проводят мастер-классы перед участниками самодеятельных литобъединений, затевают дискуссии в СМИ, не чураются выступить перед детьми в школе или перед пенсионерами в библиотеке, написать эссе для сайта, в 6 утра выступают по радио, и все это бесплатно. Во-первых, таким образом, автор раскручивает не только себя, но и интерес к чтению вообще. Во-вторых, автору без имени без рекламы трудно продать книгу, когда в книжном супермаркете их тысячи наименований. Отделы продвижения есть только в нескольких крупных издательствах, но у каждого сотрудника этого отдела десятки новинок ежедневно, и он при всем желании не может провести для каждой из них полноценную рекламную кампанию. А отсутствие рекламы ударяло по продажам даже, например, Набокова, когда он уже обладал славой автора «Лолиты». В одном из писем писатель сетовал на то, что издательство поскупилось на рекламный бюджет (наверное, полагаясь на успех «Лолиты») и в результате следующая книга по продажам стартовала слабо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий