Я уже школу закончил и сейчас учусь на психфаке МГУ. Хочу сказать о самой важной, как мне кажется, проблеме российского образования.Нет, это не ЕГЭ. И даже не взятки, потому что первое лишь контролирует знания, но их не дает, а второе вообще – неотъемлемая часть нашей жизни и бороться с ней бесполезно. Главная же проблема в том, что наши учителя в школах слишком серьезны и строги. Серьезность и строгость вкупе со схематичностью и предсказуемостью только отторгают детей и подростков от процесса обучения.
Главное в учебе – заинтересовать ученика. А как его заинтересовать скучными и серыми уроками?Нет, конечно, не все учителя скучные и серые. У меня были великолепные преподаватели по литературе и физике. Первый умел подать материал необычно, так, что все, даже последний двоечник, чувствовали себя втянутыми в литературный процесс и действительно интересовались литературой, читая даже больше школьной программы. А физик учил мыслить глобально и к каждому уроку присовокуплял еще и философию. И об Аристотеле с Платоном на уроках физики говорили не меньше, чем об электронах и ускорении свободного падения.
Но все остальные учителя с задачей заинтересовать своим предметом, сделать из его изучения увлекательную игру не справлялись.
Впрочем, у них и не было такой задачи. Скучно пробубнить про кристаллическую решетку, рассказать о первой мировой войне, проверить диктант по английскому – вот и все. Да, я, конечно, понимаю, что помимо диктанта, мировой войны и кристаллической решетки у них было много проблем: маленькая зарплата, семьи которые нужно кормить, свои дети, которые тоже нуждались во внимании, личная жизнь. Но факт остается фактом. Почему одни дети вырастают в любознательных людей, а вторые только и мечтают, что о высокой зарплате, которую можно потратить на удовольствия? Да вот именно потому, что в школе их не заинтересовали литературой, математикой, физикой, химией, историей.
Кто-то скажет, что кроме школы есть еще и родители. И именно родители должны сделать то, что не сделали учителя.
Довольно спорное утверждение. Как правило, родители всегда отстают. Например, мои не знали английского, а от литературы в их памяти остался только бубнеж про луч света в темном царстве. То есть они были такими же жертвами скучного образования, но еще и с элементами советской пропаганды.
Раз я обозначил проблему, то попробую и предложить варианты решения.
Вариант первый, сложный – обязать учителей рассказывать о своих предметах интересно, так, чтобы всем ученикам хотелось вникнуть в детали. Тут сразу встает вопрос о критериях оценки. С этим сложно. Учитывая любовь бывшего советского народа к подтасовкам и показухе, рискуем получить все то же самое, что и есть, но с индексами интересности.
Вариант второй, легкий. Нужно просто забить на скучных учителей и найти классных репетиторов. Да, это дороже, сложнее (нужно ведь еще и найти) и годится не для всех, но все-таки для многих учеников и их родителей, инвестирующих в образование своих отпрысков, подходит.
2 комментария:
Согласитесь, в учительской профессии, как и в любой другой, есть учителя и Учителя? Не могут быть все Ушинскими и Макаренко, хотя очень хочется...
Да, Ольга Николаевна, хочется, но сразу понимаешь свою обыкновенность. Хочется быть и нескучной для некоторых хотя бы учеников. Правда, я уже давно нашу систему образования всерьёз не воспринимаю.
Отправить комментарий