четверг, 8 сентября 2011 г.

Программированное обучение


Куликовская Людмила
Программированное обучение: плюсы и минусы
Впервые об этом методе заговорили в Советском Союзе в восьмидесятых годах прошлого, то есть двадцатого века, когда была переведена с английского и опубликована книга «Химический тренажер» в оригинальном названии "Chemistry made easy”. Дословно: химия, сделанная легкой.
Чиновников от образования эта книга не вдохновила, учителей тоже. В книге нашли множество недостатков: не соответствует школьной программе, не так расположены темы, неточные формулировки. Короче, учителя, которых я просила дать отзыв, пользоваться ей не советовали.
Зато ученики, рискнувшие с ней поработать, добились прекрасных успехов.
Сегодня наше образование переживает кризис. Учебники написаны так, что без учителя- комментатора в них не разобраться, а грамотных и, главное, умеющих интерпретировать материал учителей, в силу объективных причин, маловато. Услуги репетитора достаточно дороги: профессионалы умеют ценить свой труд и свое время. А дешевые репетиторы – это те же учителя (только в профиль), и  зачастую обучение заменяется натаскиванием.
Поэтому самое время вспомнить о методе, который позволяет ученику обойтись без учителя вообще, то есть о программированном обучении.
Его принципы: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Прочему эти принципы не всегда реализуются в школьной программе?

1)      Последовательность. Школьная программа представляет своего рода спираль: основы предмета закладываются еще в начальной школе, новая углубленная информация опирается на базовые знания. Если они по какой-то причине не усвоены, эта информация окажется висящей в воздухе. Попробуйте объяснить ребенку, почему при умножении дроби на дробь результат оказывается меньше, чем исходное число, а при делении – больше,  если он не усвоил, что такое дробь вообще и чем больше знаменатель дроби, тем она меньше.
2)   Доступность. Ее отсутствие объясняется качеством школьных учебников, написанных суконным языком, перенасыщенных терминами, заумными словами. Кроме того, достаточно часто  и учебники пишут и программы составляют преподаватели вузов, не знающие и не учитывающие особенностей детской психологии.
3)    Систематичность. Это не просто регулярность уроков.  Система – это нечто, целое, связанное, взаимообусловленное. Школьная программа, отмеряя дозу знаний, которую необходимо довести до ребенка на уроке, не предусматривает механизма установления связей с уже полученными ранее знаниями: заучивая правила, ребенок не умеет их применить, не видит в них необходимости.
4)    И наконец, самостоятельность. Это то, что не предполагается при классно-урочной системе обучения. Самостоятельно ребенок должен выполнять домашнее задание, на уроке ученик самостоятелен только на контрольной, а контрольная – это итог.  
       Программированное обучение – обучение с заранее предполагаемым результатом. Принципиальное отличие программированного учебника от обычного в том, что его нельзя читать подряд. Весь материал в нем разбит на мелкие части, или рубрики. В первой рубрике дается маленький кусочек информации, а затем человек должен эту информацию применить: либо вставить пропущенные слова, символы, формулы, либо решить задачу, аналогичную разобранной, либо найти правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
Если он был достаточно внимателен, усвоил информацию, то в соответствующей  в рубрике( например, 25 ) получает подтверждение своей правоты, а затем новый кусочек информации.
Если же выбор сделан неправильный, то ему объяснят, в чем он ошибся, и вернут в исходную рубрику, давая возможность  повторного выбора.
Таким образом, ученик «обречен» найти правильный ответ. Весь вопрос в том, сколько времени у него займет его поиск.
Каждый работает в своем темпе: на него не навешивают ярлыков (ты тупой!), ему не нужно доказывать свою конкурентноспособность, ему не мешают думать те, кто понял быстрее, и не тормозят те, до кого еще не дошло.
Он не связан рамками урока и получает удовольствие от самого процесса обучения, поскольку САМ находит правильный ответ.
 Материал в программах расположен по принципу: от простого (давно понятого) к сложному и позволяет акцентировать узловые моменты темы (что как раз и должен делать учитель, объясняя суть вопроса). Это и есть принцип систематичности.

 Все это – ПЛЮСЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО УЧЕБНИКА.

МИНУСОМ может быть неумение, нежелание читать или, что хуже всего, ридингофобия - страх перед чтением. В последнем случае ребенку нужна помощь квалифицированного психолога. Второй минус – отсутствие мотивации. Однако это проблема не только программированного, но обучения вообще.
 ЕНТ в Казахстане, ЕГЭ в России, определяя в некотором роде судьбу ученика, являются стимулом  для на самостоятельного овладения знаниями, и, пользуясь программированными учебниками, выпускники могут добиться впечатляющих результатов.
Предлагаем ознакомиться с фрагментами двух программированных учебников под названием «Сам себе репетитор».
1.«Сам себе репетитор. Синтаксис русского языка», Куликовской Л.К.
Книга уже вышла в издательстве «Школа XXI века» в апреле 2011 г.200 стр. формата-4. Пособие снабжено опорными графическими схемами, позволяющими наглядно воспринять лингвистический материал.
 2 «Сам себе репетитор. Основы математики».  Авторы: Ильичев В.С., Куликовская Л.К.
Книга  готовится к изданию. 
Категория: Образование | Добавил: Tuetta (22.04.2011) | Автор: Куликовская Людмила Казимировна

Комментариев нет: