Источник
Ксения Туркова
«Опять про мат... — разочарованно протянул известный лингвист, специалист по обсценной лексике и не только Анатолий Баранов в ответ на мою просьбу прокомментировать скандал с увольнением омского гаишника, который матерился на совещании. — Ну да, правильно уволили. Это мелкое хулиганство, нехорошо, он же на посту. А если там обращения к людям были, то это вообще уголовка, 130-я статья».
— А почему на тему такая реакция? Достали?
— Да потому что такое впечатление, что только мат всех и интересует. Комментарии постоянно просят. Вот недавно с ТВ приезжали, тоже спрашивали. Снимают какой-то цикл о русском характере, конечно, куда тут без мата.
Такой интерес к русскому мату, считает Анатолий Баранов, — тревожный симптом. И совсем не потому, что мат — это нехорошо, некультурно и далее по списку. Просто этот «исследовательский» интерес сам по себе какой-то нездоровый и очень точно, по словам лингвиста, характеризует ситуацию: «Страна в плохом состоянии. Это все ощущают, все видят и ищут возможности для того, чтобы ответить на вопрос: а кто такие русские, чем они отличаются от других? Мы не можем понять, кто мы такие. Мы сверхдержава? Нет. А какие у нас плюсы? По сути, никаких. Язык — это единственное, что объединяет, что отличает от других сильно. И мат в особенности. Известно, что все русские классики его в той или иной мере использовали. Мы его вроде ругаем, но на самом деле это такое самоутверждение: если гордиться особо нечем, так хоть этим будем».
Впрочем, если так пойдет дальше, скоро и этого повода для национальной «гордости» может не остаться. Проблема мата превратилась в общее место, стала такой же заезженной, как сама обсценная лексика. Крепкие словечки употребляются походя, в фоновом режиме, и от этого теряют силу, слабеют буквально на глазах. По словам Баранова, угроза потери табуированности хоть и мала, но все-таки есть. И это, как он считает, очень плохая тенденция. Обесценивание мата лишит язык важного стилистического регистра: «Если это будет как в Америке fuck, это очень плохо».
Мат если не перестал, то перестает быть специей — рецепторы атрофировались. Соответственно, все меньше становится тех, кто умеет материться органично, художественно, к месту. Этими приемами владеют очень немногие, даже писатели, отмечает Анатолий Баранов: «Из современников, пожалуй, только Юз Алешковский, он демиург обсценной лексики». На такое высокое звание лингвист не претендует, но признает: матерится. И от избытка чувств, и в качестве художественного приема. Многие анекдоты, частушки, по его словам, без мата невозможны, совсем другой смысл, другие эмоции будут.
Я вспомнила, как этим летом ездила на фестиваль «Родная речь» (!!!) в Киров и как за обедом актриса, преподаватель сценречи Марина Ливанова и журналист Светлана Сорокина исполняли такие частушки, услышав которые борцы с нецензурщиной в ужасе бы убежали. При этом телеведущий Владислав Флярковский мечтательно произносил: «Да-а-а» и иногда переспрашивал слова, а писатель Виктор Шендерович его подкалывал: «Вот они, наши новости культуры!»
Любители покричать о том, что мат засоряет и обедняет речь, вряд ли нашли бы в чем упрекнуть ТАКИХ носителей языка.
Впрочем, к сожалению, как говорят лингвисты, тех, у кого знание мата перевешивает знание всего остального, гораздо больше. Они-то и могут своим рутинным, обыденным употреблением через слово «б» и «х» лишить нас стилистической приправы (уместной, конечно, не везде). Интересно, что, как правило, именно эти люди и являются самыми страстными борцами за чистоту языка.
А еще многие любят говорить о том, что мат — явление не наше, чуждое русскому духу. Никакой правды в этом нет, лингвисты уже давно выяснили, что все эти любимые нами слова взяты из общеславянского фонда и совсем не татары их принесли (а слово из трех букв вообще раньше было хвойной иголочкой). Вспоминают и гипотезу о том, что эти слова использовались в языческих культах. С принятием и распространением христианства они стали табуированными, перешли из разряда сакральных в разряд негодных, плохих.
Зная, что многие примут это не за результат «ума холодных» наблюдений, а за апологию мата, я предусмотрительно задала Анатолию Баранову последний вопрос: «Можно ли выражаться при женщинах и детях?» А он категорично ответил: «При детях ни в коем случае, при женщинах тоже нехорошо». Так что за лингвистов будьте спокойны.
Впрочем, если же вы все-таки захлебнулись от возмущения, дочитав до конца этот текст, остановитесь, остыньте немного и попробуйте пройти вот этот тест на знание мата, составленный без единого матерного слова. Ведь если вы считаете, что настоящий русский человек не знает всех этих слов, откуда же вы узнали, что они плохие? Ну а если большинство выбранных ответов окажутся правильными, знайте: этим стилистическим регистром вы очень неплохо владеете. А вот как применять это умение — уже ваше дело.
ТЕСТ
1. В какую службу надо позвонить, чтобы услышать ласкающую ухо матершинника рифму:
— в химчистку (балл за ответ: 0)
— в прачечную (2)
— в мосгаз (1)
2. О съедении какого супа надо поинтересоваться у собеседника, чтобы получилось созвучное матерному выражение?
— уха (2)
— борщ (0)
— щи (1)
3. Используя нецензурные основы, придумайте как можно больше прилагательных, оканчивающихся на «-енный» и «-ительный». Сколько у вас получилось?
— от 1 до 5 (0)
— от 5 до 10 (1)
— от 10 и до бесконечности (2)
4. Слово, активно употребляющееся в значении «нельзя, не следует, не стоит», пишется:
— слитно (2)
— раздельно (1)
— не знаю, о чем речь (0)
5. Угадайте по фрагментам прилагательных, какое существительное они все характеризуют. Фрагменты: -тская; -ическая; -ицкая;
- сила (2)
- мобила (1)
- водила (0)
6. Сколько н в нецензурном прилагательном, характеризующем крайнюю степень стыда?
— одна; (2)
— две; (1)
— там вообще нет буквы н; (0)
7. На какую букву начинается основа, которую можно присоединить к глаголам на -ячить, -ярить и -якнуться?
— на п (1)
— на х (2)
— на б (0)
8. Этот глагол имеет сразу два значения. Одно — наносить удары, бить, а также воровать. Другое — врать, болтать попусту. Как нужно его произнести, чтобы одно значение поменять на другое?
— изменить окончание (1)
— изменить ударение (2)
— добавить суффикс (0)
9. Подставьте максимальное количество нецензурных корней в середину слова «рас (з) …. яйство». Сколько слов получилось?
— только одно (0)
— три (1)
— а сколько надо? (2)
10. Синоним глагола «вкалывать», означающий усердную работу, пишется:
— с твердым знаком после приставки (потому что потом ё!) (2)
— с мягким знаком после приставки (ну и что, что там ё!) (1)
— без всяких знаков (в...бываешь целый день, еще и о знаках думать!) (0)
11. Какими знаками препинания вы выделяете на письме слово, оканчивающееся в зависимости от эмоций и намерений говорящего, то на «ть», то на «дь», а то и вообще остающееся без этих двух букв?
— запятыми (2)
— у меня всегда после него восклицательный знак! (1)
— грустным многоточием (0)
12. Творческое задание для воспитателей детского сада и родителей маленьких детей. Вы ставите музыкальный спектакль, где каждый из детей исполняет роль какой-то определенной ноты. Дети, выбирая ноты, по очереди произносят: «До буду», «Фа буду», «Ми буду». Какой нотой лучше не быть во избежание недоразумений?
— соль диез (1)
— просто ля (2)
— а какие могут быть недоразумения? (0)
ОТ 0 ДО 8
Поздравляем! Вы действительно чисты, как первый снег и с трудом переводите на литературный русский то, что пишут на заборах. Можете смело бороться за введение запрета на мат и изъятие из словообращения всех морфем, обозначающих самые что ни на есть реальные части тела. По крайней мере, вы имеете на это моральное право.
ОТ 8 ДО 16
Не знаем, поздравлять ли с этим, но вы — латентный матершинник. Весь необходимый русскому человку набор выражений у вас присутствует, но в пассиве. Переводить ли его в актив, вы сами пока не решили. Ругаетесь вы редко, иногда делаете это даже слегка нарочито, чтобы фраппировать непривыкшую к ТАКОЙ вашей речи публику. При этом время от времени поругиваете матерящихся в общественных местах. Сами же за рамки приличий стараетесь не выходить, подчас ограничиваясь пересылкой по корпоративной почте и в Фейсбуке свежих матерных анекдотов.
ОТ 16 ДО 24
Вы — тонкий знаток мата и его ценитель, обладающий языковым чутьем и развитой лингвистической догадкой, ценящий все стилистическое разнообразие русской речи, употребляющий крепкие слова только к месту и по делу... Если честно, чтобы не перечислять лишнего, можно было бы просто сказать, что к вашей манере использовать обсценную лексику упомянутые в начале теста «-енный» и «-ительный» вполне подойдут.
Ксения Туркова
«Опять про мат... — разочарованно протянул известный лингвист, специалист по обсценной лексике и не только Анатолий Баранов в ответ на мою просьбу прокомментировать скандал с увольнением омского гаишника, который матерился на совещании. — Ну да, правильно уволили. Это мелкое хулиганство, нехорошо, он же на посту. А если там обращения к людям были, то это вообще уголовка, 130-я статья».
— А почему на тему такая реакция? Достали?
— Да потому что такое впечатление, что только мат всех и интересует. Комментарии постоянно просят. Вот недавно с ТВ приезжали, тоже спрашивали. Снимают какой-то цикл о русском характере, конечно, куда тут без мата.
Такой интерес к русскому мату, считает Анатолий Баранов, — тревожный симптом. И совсем не потому, что мат — это нехорошо, некультурно и далее по списку. Просто этот «исследовательский» интерес сам по себе какой-то нездоровый и очень точно, по словам лингвиста, характеризует ситуацию: «Страна в плохом состоянии. Это все ощущают, все видят и ищут возможности для того, чтобы ответить на вопрос: а кто такие русские, чем они отличаются от других? Мы не можем понять, кто мы такие. Мы сверхдержава? Нет. А какие у нас плюсы? По сути, никаких. Язык — это единственное, что объединяет, что отличает от других сильно. И мат в особенности. Известно, что все русские классики его в той или иной мере использовали. Мы его вроде ругаем, но на самом деле это такое самоутверждение: если гордиться особо нечем, так хоть этим будем».
Впрочем, если так пойдет дальше, скоро и этого повода для национальной «гордости» может не остаться. Проблема мата превратилась в общее место, стала такой же заезженной, как сама обсценная лексика. Крепкие словечки употребляются походя, в фоновом режиме, и от этого теряют силу, слабеют буквально на глазах. По словам Баранова, угроза потери табуированности хоть и мала, но все-таки есть. И это, как он считает, очень плохая тенденция. Обесценивание мата лишит язык важного стилистического регистра: «Если это будет как в Америке fuck, это очень плохо».
Мат если не перестал, то перестает быть специей — рецепторы атрофировались. Соответственно, все меньше становится тех, кто умеет материться органично, художественно, к месту. Этими приемами владеют очень немногие, даже писатели, отмечает Анатолий Баранов: «Из современников, пожалуй, только Юз Алешковский, он демиург обсценной лексики». На такое высокое звание лингвист не претендует, но признает: матерится. И от избытка чувств, и в качестве художественного приема. Многие анекдоты, частушки, по его словам, без мата невозможны, совсем другой смысл, другие эмоции будут.
Я вспомнила, как этим летом ездила на фестиваль «Родная речь» (!!!) в Киров и как за обедом актриса, преподаватель сценречи Марина Ливанова и журналист Светлана Сорокина исполняли такие частушки, услышав которые борцы с нецензурщиной в ужасе бы убежали. При этом телеведущий Владислав Флярковский мечтательно произносил: «Да-а-а» и иногда переспрашивал слова, а писатель Виктор Шендерович его подкалывал: «Вот они, наши новости культуры!»
Любители покричать о том, что мат засоряет и обедняет речь, вряд ли нашли бы в чем упрекнуть ТАКИХ носителей языка.
Впрочем, к сожалению, как говорят лингвисты, тех, у кого знание мата перевешивает знание всего остального, гораздо больше. Они-то и могут своим рутинным, обыденным употреблением через слово «б» и «х» лишить нас стилистической приправы (уместной, конечно, не везде). Интересно, что, как правило, именно эти люди и являются самыми страстными борцами за чистоту языка.
А еще многие любят говорить о том, что мат — явление не наше, чуждое русскому духу. Никакой правды в этом нет, лингвисты уже давно выяснили, что все эти любимые нами слова взяты из общеславянского фонда и совсем не татары их принесли (а слово из трех букв вообще раньше было хвойной иголочкой). Вспоминают и гипотезу о том, что эти слова использовались в языческих культах. С принятием и распространением христианства они стали табуированными, перешли из разряда сакральных в разряд негодных, плохих.
Зная, что многие примут это не за результат «ума холодных» наблюдений, а за апологию мата, я предусмотрительно задала Анатолию Баранову последний вопрос: «Можно ли выражаться при женщинах и детях?» А он категорично ответил: «При детях ни в коем случае, при женщинах тоже нехорошо». Так что за лингвистов будьте спокойны.
Впрочем, если же вы все-таки захлебнулись от возмущения, дочитав до конца этот текст, остановитесь, остыньте немного и попробуйте пройти вот этот тест на знание мата, составленный без единого матерного слова. Ведь если вы считаете, что настоящий русский человек не знает всех этих слов, откуда же вы узнали, что они плохие? Ну а если большинство выбранных ответов окажутся правильными, знайте: этим стилистическим регистром вы очень неплохо владеете. А вот как применять это умение — уже ваше дело.
ТЕСТ
1. В какую службу надо позвонить, чтобы услышать ласкающую ухо матершинника рифму:
— в химчистку (балл за ответ: 0)
— в прачечную (2)
— в мосгаз (1)
2. О съедении какого супа надо поинтересоваться у собеседника, чтобы получилось созвучное матерному выражение?
— уха (2)
— борщ (0)
— щи (1)
3. Используя нецензурные основы, придумайте как можно больше прилагательных, оканчивающихся на «-енный» и «-ительный». Сколько у вас получилось?
— от 1 до 5 (0)
— от 5 до 10 (1)
— от 10 и до бесконечности (2)
4. Слово, активно употребляющееся в значении «нельзя, не следует, не стоит», пишется:
— слитно (2)
— раздельно (1)
— не знаю, о чем речь (0)
5. Угадайте по фрагментам прилагательных, какое существительное они все характеризуют. Фрагменты: -тская; -ическая; -ицкая;
- сила (2)
- мобила (1)
- водила (0)
6. Сколько н в нецензурном прилагательном, характеризующем крайнюю степень стыда?
— одна; (2)
— две; (1)
— там вообще нет буквы н; (0)
7. На какую букву начинается основа, которую можно присоединить к глаголам на -ячить, -ярить и -якнуться?
— на п (1)
— на х (2)
— на б (0)
8. Этот глагол имеет сразу два значения. Одно — наносить удары, бить, а также воровать. Другое — врать, болтать попусту. Как нужно его произнести, чтобы одно значение поменять на другое?
— изменить окончание (1)
— изменить ударение (2)
— добавить суффикс (0)
9. Подставьте максимальное количество нецензурных корней в середину слова «рас (з) …. яйство». Сколько слов получилось?
— только одно (0)
— три (1)
— а сколько надо? (2)
10. Синоним глагола «вкалывать», означающий усердную работу, пишется:
— с твердым знаком после приставки (потому что потом ё!) (2)
— с мягким знаком после приставки (ну и что, что там ё!) (1)
— без всяких знаков (в...бываешь целый день, еще и о знаках думать!) (0)
11. Какими знаками препинания вы выделяете на письме слово, оканчивающееся в зависимости от эмоций и намерений говорящего, то на «ть», то на «дь», а то и вообще остающееся без этих двух букв?
— запятыми (2)
— у меня всегда после него восклицательный знак! (1)
— грустным многоточием (0)
12. Творческое задание для воспитателей детского сада и родителей маленьких детей. Вы ставите музыкальный спектакль, где каждый из детей исполняет роль какой-то определенной ноты. Дети, выбирая ноты, по очереди произносят: «До буду», «Фа буду», «Ми буду». Какой нотой лучше не быть во избежание недоразумений?
— соль диез (1)
— просто ля (2)
— а какие могут быть недоразумения? (0)
ОТ 0 ДО 8
Поздравляем! Вы действительно чисты, как первый снег и с трудом переводите на литературный русский то, что пишут на заборах. Можете смело бороться за введение запрета на мат и изъятие из словообращения всех морфем, обозначающих самые что ни на есть реальные части тела. По крайней мере, вы имеете на это моральное право.
ОТ 8 ДО 16
Не знаем, поздравлять ли с этим, но вы — латентный матершинник. Весь необходимый русскому человку набор выражений у вас присутствует, но в пассиве. Переводить ли его в актив, вы сами пока не решили. Ругаетесь вы редко, иногда делаете это даже слегка нарочито, чтобы фраппировать непривыкшую к ТАКОЙ вашей речи публику. При этом время от времени поругиваете матерящихся в общественных местах. Сами же за рамки приличий стараетесь не выходить, подчас ограничиваясь пересылкой по корпоративной почте и в Фейсбуке свежих матерных анекдотов.
ОТ 16 ДО 24
Вы — тонкий знаток мата и его ценитель, обладающий языковым чутьем и развитой лингвистической догадкой, ценящий все стилистическое разнообразие русской речи, употребляющий крепкие слова только к месту и по делу... Если честно, чтобы не перечислять лишнего, можно было бы просто сказать, что к вашей манере использовать обсценную лексику упомянутые в начале теста «-енный» и «-ительный» вполне подойдут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий