воскресенье, 6 ноября 2011 г.

"Я не хочу пить инновационное молоко и есть инновационные обеды. Кто, в конце концов, будет учить детей читать, писать, считать, смотреть с ними на мир вокруг?"

Интересные размышления учителя. Почитайте.
Каким быть современному учителю?
Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович, школьный учитель, победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО в 2009 году, г. Хабаровск
Каким быть учителю и школе в условиях всё возрастающих требований времени?


В № 3 за 2011 год журнала «Директора школы» была опубликована статья «Быть или казаться?» учителя средней школы № 32 г. Хабаровска Д.В. Верин-Галицкого.
Публикуя «Быть или казаться?», редакция в преамбуле обозначила также весьма серьёзную проблему современного образования: каким быть учителю и школе в условиях всё возрастающих требований времени. В продолжение темы, автор «Быть или казаться?» представляет своё видение ответа на этот вопрос.
Д. Верин-Галицкий
Я обычный школьный учитель, который, ну скажем так, немножко понимает, что нужно для воспитания и обучения ребенка, в чем заключается проблема взросления и какими должны быть педагогические средства, чтобы этот процесс взросления ребенка был эффективен, а чего необходимо сторониться, потому что это может принести вред. Ведь как у врачей в клятве Гиппократа? Одним из обязательств является непричинение вреда больному, почему же тогда в образовании этим принципом пренебрегают? В основном те, кто ввергают страну в пучину нововведений. Либо этот вред не учитывается, либо глаза затмевают деньги, которые маячат перед глазами инноваторов, получаемые ими за внедрение этих инноваций. О многих процессах, происходящих в современном отечественном образовании, сегодня можно говорить как о вредительстве в отношении будущего нашей страны, в отношении детей. Остановимся на некоторых из этих процессов.
Смещение акцентов в образовании с образованности на умение использовать информацию
Детство и подростковый возраст весьма быстро проходят, а вот от того, что после них останется, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Образованного юношу всегда можно научить работать с информацией, его интеллект это позволит сделать совершенно легко, и он будет адекватно отличать средства от целей. А вот того, кого с детства приучали брать чужое и выдавать за своё, придавая некий внешний лоск в компьютерных презентациях и сдутых из Интернета рефератах, образованным уже не сделать никогда.
Учебный материал, с которым работают учитель и ученик, – это средство для развития у ученика памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных навыков. Важно понимать, что обладая развитым интеллектом и универсальными способами мыслительной деятельности, можно эффективно работать и с большими информационными потоками, и с освоением новых для себя видов деятельности. Решать задачи по математике, физике, химии, программированию, которые, как вещь в себе, возможно и не пригодятся во взрослой жизни, но сам процесс работы с учебным материалом, освоение навыков интеллектуального труда, приложение усилий для получения результата бесследными не останутся. И в этом главная функция школы, это её задача, с которой она должна справляться.
Некоторое время назад при провозглашении перехода к постиндустриальному или информационному обществу понятие «информация» возвели в разряд идола. Соответственно и в образование была вброшена мысль о том, что приоритетным теперь является умение обрабатывать информацию. Умение обрабатывать информацию (или осуществлять с ней манипуляции с использованием ИКТ?) без относительно хорошей интеллектуальной базы в голове человека смысла не имеет.
Безусловно, для ориентированного на работу в офисной среде человека, нацеленного на карьерный рост, совершенно необходимо уметь работать с большими информационными потоками (подчеркиваю, именноуметь, поскольку не люблю сочетания слов, связанных с термином «компетенция», например таких, как «обладать компетенцией», – в них есть что-то отталкивающее, ненастоящее, что-то такое, чего хочется сторониться, чтобы, простите, не испачкаться). А что, цель нашего российского образования - всех людей большой страны сделать офисными работниками? Простите, а кто тогда будет в армии служить и защищать свою страну, кто будет работать на заводах, стройках...? Или мы всех себя уже определили в постиндустриальное общество? А нас обслуживать будут гастрбайтеры? Да здравствует заграница, она нам обязательно поможет! А те, свои выпускники школ, кто не достиг высот информационной компетентности? (Ведь не всем дано этих высот достигнуть!) Их куда? Их участь спиваться или иным образом деградировать?
Почему именно деградировать? Ответ и в самой школе и отношении к детству не только государства, но и общества в целом.
Иждивенца вырастить просто

Исторически сложилось, что основной деятельностью ребенка в школе является предметная учебная работа, которая выбрана в качестве универсальной деятельности для этого возрастного периода.
Современный подросток поставлен в ситуацию конфликта между его внутренними потребностями и деятельностью, которую может дать современная школа (этот конфликт – явление весьма давнее, но вот разрешения он пока не находит). Учебная деятельность для современного подростка не способна приносить удовлетворение в виде явного, а не отсроченного результата (например, возможность заработка, дающая некоторую самостоятельность и приземленность, в то время как ориентированная на будущее учебная деятельность для подростков является абстрактной, рафинированной и обладает неясным смыслом), поэтому школа начинает восприниматься даже успешными учениками как нечто обязательное, но едва ли необходимое, со всеми вытекающими негативными последствиями:
утрата большим количеством учеников смысла школьного обучения и ценности получения знаний как основания для дальнейшей самореализации;
праздное времяпрепровождение большой группы неуспешных в учебной деятельности учеников, развращающее их как морально, так и физически;
неуважительное, потребительское отношение учеников к школе и учителям, обусловленное обязанностью школы дать им среднее образование;
государственным позиционированием школы и учительского труда как сферы услуг;
положением учителей в современном обществе на низкой ступени социальной лестницы – всё это звенья одной цепи.
Сформировав в детском и подростковом возрасте иждивенческое отношение к окружающему ребенка миру, практически невозможно в дальнейшем его перевоспитать в человека созидающего.
Я не хочу пить инновационное молоко и есть инновационные обеды. Кто, в конце концов, будет учить детей читать, писать, считать, смотреть с ними на мир вокруг? Кто будет заниматься с ними детским спортом, учить музыке, ручному труду? Кто? Или это будут делать обладающие информационной компетентностью офисные работники? Очень сомневаюсь и что будут делать, и что у них вообще что-то путное в этом направлении может получиться.
Я очень хочу, чтобы моих детей и внуков учили писать дедовским способом – обычной ручкой на белой бумаге в косую линейку, потому что пока никто не отменил влияния развитости мелкой моторики руки на развитие умственной деятельности ребенка. Я очень хочу, чтобы моих детей и внуков учили считать в уме с помощью традиционных алгоритмов счёта, а компьютер им, как помощник, будет дан в руки лишь в том возрасте, когда они уже получат мощную базу мыслительных операций. Я хочу, чтобы рядом с моими детьми и внуками в качестве педагогов работали нормальные люди, которые знают механизмы взросления и умело их используют, которые будут учить детей трудиться не только во время учебы головой, а и руками и телом тоже, которые обладают здоровой нравственностью, которые будут для них значимы и будут являться для них примером. И очень не хочу, чтобы моих детей и внуков учили псевдоучителя в виде компьютерных программ, потому что только в прямом личностном контакте в процессе длительной активной и продуктивной деятельности человек может выращивать человека.
Электронный дневник – средство контроля или механизм подглядывания за ребенком?
Невозможно не остановиться на процессе введения электронных журналов и дневников в образовательный процесс.

Безусловно, вся чиновничья братия от образования и управления государством ратует сейчас и будет ратовать за то, чтобы они обязательно были, ведь их главная цель – электронное правительство, а электронный дневник – это обязательно один из путей к электронному правительству!

О том, что кроме ведения обычных бумажных журналов, которые едва ли кто-то отменит, потому что он является официальным документом работы учителя и который по окончанию использования уходит в архив и хранится много лет, учителю приходиться выполнять ещё работу с электронным журналом (дневником), подчас требующую времени значительно больше на впечатывание отметок в клетки, чиновники особенно стараются не думать, ведь это не затрагивает их рабочего времени.

Ни один нормальный учитель во время урока не будет работать с электронным журналом. Во время урока он занимается уроком и детьми и работает либо с традиционным классным журналом, либо со своим отдельным журналом (блокнотом, тетрадью), в который ставит все отметки и фактически этот журнал для учителя и детей часто является основным.

Во время урока учитель не должен свой взгляд и своё внимание переключать от класса и учебного материала на экран монитора. Категорически не должен. Учительский труд – это работа глаза в глаза и не как иначе. Если дети не видят глаз учителя, то в его ухо (или профиль) они смотреть не будут, а соответственно ни о каком их внимании к уроку и речи быть не может.

Поскольку нормальный учитель во время урока электронным журналом не занимается, то он вынужден заниматься им в ущерб внеурочного, скрытого от посторонних глаз рабочего времени. Что это за время?

Во-первых, это перемены между уроками. Смею напомнить, что учитель он вообще-то человек. По окончании урока учитель должен отдохнуть, он должен подготовиться к следующему уроку, он должен сходить в туалет, выпить чашку чая, а если он с классом дежурит по школе, то должен быть с детьми и дежурить.

Во-вторых, это время после уроков. Это время подготовки к урокам на следующий день, это время проверки тетрадей, а еще, если учитель является классным руководителем (коих большинство), то это еще и время выполнения задач, связанных именно с классным руководством.

А еще учитель должен книжки читать, потому что он должен и сам развиваться, иначе он со временем превратиться лишь в поставщика образовательных услуг и перестанет быть учителем.

При такой ситуации с рабочим временем учителя ему приходиться это время «оптимизировать», что идет во вред его главной работе (меньше времени на подготовку к урокам, тетради начинают проверяться реже, на работу с классом времени не остаётся и пр.).

А теперь посмотрим на проблему электронных дневников с точки зрения их влияния непосредственно на детей.

Если совсем исключить бумажный дневник как посредник и некоторую отсрочку во времени между школьным событием и тем, когда о нём узнают от самого ребенка и(или) из бумажного дневника, а сделать уведомление родителей мгновенным (например, смс-сообщение или письмо в электронной почте с портала электронного дневника) то, ребенок, принимая как данность, что родители уже так всё знают, уже не осмысливает произошедшее, в этом отпадает необходимость, не ищет путей дальнейших своих действий, а соответственно не принимает на себя ответственности за свой выбор, он либо готовится к обороне (которая может быть как и активной, так и глухой – ребенок ставит стену), либо вообще перестаёт реагировать на оценки даже как на раздражитель (ведь всё равно накормят, напоят, оденут, мобильный телефон и Интернет оплатят и пр.). Та цепочка шагов, которые должен проходить ребенок, проживая и переживая отметку «по пути домой», в этом случае просто исключается.

Информация для родителей о ребенке в отношении его отметок, поведения (если речь не идет о криминальных событиях) должны передаваться от учителя родителям только через самого ребенка устно, либо посредством обычного дневника. Если же это происходит напрямую (без посредничества самого ребенка), например средствами ИКТ, то является не чем иным как механизмом слежки за ребенком.

Что касается доступности информации о домашних заданиях детям и родителям, о которых так ратуют создатели подобных сервисов, то, опять, возвращаясь к педагогической целесообразности, действительный смысл имеет именно запись задания в обычном бумажном дневнике (документе ученика) сделанная рукой ученика. Этот смысл и в дисциплинировании, и в акценте «я должен записать задание в дневник», а не «мне должны записать задание в электронный дневник» (опять на поверхность всплывает проблема приобщения к иждивенчеству).

С введением электронных журналов и дневников ждать улучшения качества образования не стоит (а ведь в этом смысл преобразований в образовании, или смыслы всё же иные?). Последнее десятилетие уже наглядно показало, что использование ИКТ качества образования не улучшило, а проблем добавило.

Школа как сфера услуг – лексика экономистов или изменение сознания учителей?

Мы уже не раз делали акцент на том, что школа и учителя в современном обществе – это поставщики образовательных услуг. Мы с этим категорически не соглашаемся, но нас так позицирует чиновничья братия. Этим давлением учитель загоняется в футляр, который его ограничивает рамками учебного предмета. Эти рамки не требуют от него ни эмоциональности, ни личностного отношения. Такому учителю очень удобно использовать средства ИКТ, так как они могут «наглядно» сообщать учебный материал, «объективно» проверять знания и совершенно не оказывать на ученика какого-либо эмоционально-личностного влияния, которое может оказывать на них учитель. Такого учителя очень легко убедить в том, что он поставщик услуг и что он обязан эти услуги поставлять населению. Такой учитель удобный работник. Учитель, которого сделали «человеком в футляре», в принципе не может влиять на эмоционально-волевую и ценностную сферы тех, кого он учит. И постепенно школа превращается в то место, в котором возможно только безличностное обучение.

Образование не тождественно обучению. В процессе образования, если речь идет об образовании как о процессе создания образа человека, доминирующим является процесс воспитания[1], который идет через взаимодействие взрослых и детей в процессе учебной и других видах деятельности, и который в большей мере, чем процесс рафинированного обучения молодого человека, определяет его дальнейший жизненный путь. Ведь именно от воспитания зависит, какие мотивы будут управлять человеком, какие ценностные установки будут регулировать его поведение, его отношение к людям, к своей стране, к способу заработка и своему труду, к своим родителям, к своим детям... А передача ценностного опыта происходит только от человека к человеку через оценочные суждения относительно различных событий, связанных с поведением человека (людей) (реальных, литературных персонажей, исторических деятелей и пр.).[2] Извне сообщенные подростку нравственные нормы, пропущенные через его отношения между людьми в деятельности и им осмысленные, имеют возможность быть внутренне принятыми и стать его нравственными установками, которые в свою очередь уже являются одними из очень важных регуляторов поведения.

Принципиальная разница всех сфер услуг (здравоохранение, парикмахерское дело, система общественного питания, ЖКХ и пр.) от системы образования в том, что образование напрямую нацелено на формирование ценностного поля человека – человек выращивает человека долгое время, проживая с ним в одном пространстве, участвуя с ним в одной деятельности, а часто и принимая на себя родительские функции. Никогда услугой не станет взаимодействие личностей, а без этого не может быть педагогики ни как науки, ни как сферы деятельности людей, ни как образа жизни.

Так каким же быть учителю и школе в условиях всё возрастающих требований времени?

Не время диктует нам требования, а люди из этого времени. И эти требования не всегда бывают разумны. Поэтому нужно отбросить всю шелуху, знать психологические механизмы развития и взросления ребенка, под эти механизмы искать адекватные педагогические средства.

Мы сами управляем тем, что делает нас для детей значимыми, а соответственно тем, какой след мы оставим в их жизнях, или же после нас останется пустота. Не ввязываться в гонку современности и жить своей скоростью, иначе можно загнать себя туда, откуда уже не выкарабкаться. Не быть социально пассивным и отстаивать своё право быть учителем и право на достойную жизнь. Это важно и для нас самих и для тех детей, которых мы учим, потому что тогда им будет, за что нас уважать.














[1]Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. [Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с. Стр. 10.]


[2] По сути, подобные суждения сводятся к двум оценкам: «хорошо» и «плохо». Когда ребенок начинает видеть вещи через «призму» этих оценок, а также через их объяснение взрослым(и) или другими детьми (почему «хорошо» или почему «плохо»), тогда и происходит формирование представлений о нравственных категориях, которые, как правило, рассматриваются в паре со своими антонимами: добро–зло, дружба–вражда, любовь–ненависть, честь–бесчестие, бескорыстие–корысть, воля–безволие, смелость–трусость, принципиальность–беспринципность.

2 комментария:

Ольга Николаевна комментирует...

Светлана, спасибо за интересную статью. Обязательно расскажу о ней своим учителям. Статья колючая, не оставит никого равнодушным.

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, меня эти размышления тоже зацепили.