Источник
Галина Резапкина
Пять лет назад родители детей, с которыми работали наши психологи, привезли комплект учебников по литературе серии «Школа-2100» со словами: «Посмотрите, что они делают с нашими детьми!» Посмотрела. Ужаснулась.
Написала три рецензии – на большее не хватило, уж больно неполезным оказалось чтиво. А весной авторы этих учебников получили Президентскую премию. Страна должна знать своих героев, поэтому рискую опубликовать здесь фрагменты этих рецензий.
«Большой мир» встречает детей стихотворением Марины Цветаевой:
…Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье и гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
По страницам учебника второклассников ведут мальчик Саша и «младший домовой Афанасий». «Большой мир» – это мир домовых, муми-троллей, хоббитов, эльфов и гномов, героев народных и авторских сказок. Чтение преподносится в виде путешествия во сне, а реальность домового Афанасия подтверждается железным аргументом: «Дедушка не знает про меня, потому что он в меня не верит». Литературные вкусы Афанасия, усатого брюнета с топором, красным носом и глазами навыкате, мягко говоря, своеобразны.
Мне нравятся страшные рассказы. И я с интересом прочла зловещую литовскую сказку «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» про то, как новорожденных детей кладут в ящик и бросают в воду. Но если бы я встретилась с этой сказкой в более нежном возрасте, ночные кошмары мне были бы обеспечены как минимум на четыре ночи – четыре урока дети переживают за героев сказки.
Следом идет отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкина. Это, действительно, сильный, яркий фрагмент (у меня несколько дней звучало в ушах «Жирный паук, старый дурак!») Но, вырванный из контекста романа, написанного для подростков и взрослых, он теряет нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! Кстати, любимая авторами тема пауков через несколько уроков снова всплывет в отрывке из «Золотого ключика».
Песня гномов из «Хоббита», вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:
Бейте тарелки, бейте розетки!
Вилки тупите, гните ножи!
Об пол бутылки! В печку салфетки!
Будет порядок – только скажи!
Рвите на части скатерти, гости!
Лейте на стулья жир от котлет!
Корки и кости под ноги бросьте!
Мажьте горчицей ценный паркет!
Такую лихую песню гномы грянули в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Бэггинса быть осторожней с его посудой. В комментариях к уроку объясняется, что это – «призыв к действию», выясняется «настроение гномов, когда они исполняют эту песню (задиристое, лихое, очень веселое)», и предлагается читать ее детям хором.
Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: найти фрагменты, описывающие негативное поведение героев, с которыми идентифицируют себя дети, и вырвать их из контекста, исказив тем самым смысл произведения.
Из «Золотого ключика» Толстого взят фрагмент, где Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно:
«Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,… он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть».
Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина на рисунке неизвестного художника выглядит мегерой. Для детей естественно ассоциировать себя с непослушным Буратино, а свою учительницу – с нудной Мальвиной, которую можно не слушать:
«Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»
Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чаще других. После этого учитель спрашивает: «Получится ли из Мальвины воспитательница?» Я бы не рискнула ответить на этот вопрос. Интересно, что говорят второклассники.
За четыре урока дети должны прочитать и проанализировать два произвольно взятых и слабо связанных по смыслу фрагмента сказки, которые плотно населены отрицательными персонажами: Лис, губернатор города Дураков, отчаянный трус жирный кот в золотых очках, тайный советник, подлец и трус, служба безопасности в лице двух глупых и трусливых доберманов, мошенники лиса Алиса и кот Базилио, злобный директор Карабас и его подхалим Дуремар… Детям, знакомым с сюжетом сказки, будет скучно, а незнакомым – непонятно.
Так же обходятся авторы и с другими произведениями. Классика детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы замечательных детских писателей.
В книге есть прекрасные стихи и рассказы. Но не уверена, что второклассники поймут глубину философской сказки Экзюпери «Маленький принц» – боюсь, что в лучшем случае для большинства Маленький принц останется в памяти сказочным человечком типа гнома. Тяжело детям, только научившимся читать, понять отрывок поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» или былины, перегруженные архаизмами. А самое главное – зачем?
Сверхзадача уроков литературы в начальной школе – развитие представлений о добре и зле, которые формируются в семье. Главный упрек авторам – даже не игнорирование (или незнание?) возрастных особенностей младших школьников, игнорирование (или незнание?) законов восприятия, а усиленное (чтобы не сказать целенаправленное) размывание, искажение представлений о добре и зле. Вместо этого воспитывается протестное поведение и негативное отношение к взрослым.
Внимательное чтение уже первых двух учебников (а всего их уже 9!) убеждает: отбор и подача материала подчинены какой-то странной логике. Хочется понять ее, чтобы найти и обезвредить мины и ловушки, искусно расставленные на страницах школьных учебников.
Галина Резапкина
Пять лет назад родители детей, с которыми работали наши психологи, привезли комплект учебников по литературе серии «Школа-2100» со словами: «Посмотрите, что они делают с нашими детьми!» Посмотрела. Ужаснулась.
Написала три рецензии – на большее не хватило, уж больно неполезным оказалось чтиво. А весной авторы этих учебников получили Президентскую премию. Страна должна знать своих героев, поэтому рискую опубликовать здесь фрагменты этих рецензий.
«Большой мир» встречает детей стихотворением Марины Цветаевой:
…Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье и гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
По страницам учебника второклассников ведут мальчик Саша и «младший домовой Афанасий». «Большой мир» – это мир домовых, муми-троллей, хоббитов, эльфов и гномов, героев народных и авторских сказок. Чтение преподносится в виде путешествия во сне, а реальность домового Афанасия подтверждается железным аргументом: «Дедушка не знает про меня, потому что он в меня не верит». Литературные вкусы Афанасия, усатого брюнета с топором, красным носом и глазами навыкате, мягко говоря, своеобразны.
Мне нравятся страшные рассказы. И я с интересом прочла зловещую литовскую сказку «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» про то, как новорожденных детей кладут в ящик и бросают в воду. Но если бы я встретилась с этой сказкой в более нежном возрасте, ночные кошмары мне были бы обеспечены как минимум на четыре ночи – четыре урока дети переживают за героев сказки.
Следом идет отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкина. Это, действительно, сильный, яркий фрагмент (у меня несколько дней звучало в ушах «Жирный паук, старый дурак!») Но, вырванный из контекста романа, написанного для подростков и взрослых, он теряет нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! Кстати, любимая авторами тема пауков через несколько уроков снова всплывет в отрывке из «Золотого ключика».
Песня гномов из «Хоббита», вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:
Бейте тарелки, бейте розетки!
Вилки тупите, гните ножи!
Об пол бутылки! В печку салфетки!
Будет порядок – только скажи!
Рвите на части скатерти, гости!
Лейте на стулья жир от котлет!
Корки и кости под ноги бросьте!
Мажьте горчицей ценный паркет!
Такую лихую песню гномы грянули в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Бэггинса быть осторожней с его посудой. В комментариях к уроку объясняется, что это – «призыв к действию», выясняется «настроение гномов, когда они исполняют эту песню (задиристое, лихое, очень веселое)», и предлагается читать ее детям хором.
Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: найти фрагменты, описывающие негативное поведение героев, с которыми идентифицируют себя дети, и вырвать их из контекста, исказив тем самым смысл произведения.
Из «Золотого ключика» Толстого взят фрагмент, где Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно:
«Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,… он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть».
Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина на рисунке неизвестного художника выглядит мегерой. Для детей естественно ассоциировать себя с непослушным Буратино, а свою учительницу – с нудной Мальвиной, которую можно не слушать:
«Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»
Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чаще других. После этого учитель спрашивает: «Получится ли из Мальвины воспитательница?» Я бы не рискнула ответить на этот вопрос. Интересно, что говорят второклассники.
За четыре урока дети должны прочитать и проанализировать два произвольно взятых и слабо связанных по смыслу фрагмента сказки, которые плотно населены отрицательными персонажами: Лис, губернатор города Дураков, отчаянный трус жирный кот в золотых очках, тайный советник, подлец и трус, служба безопасности в лице двух глупых и трусливых доберманов, мошенники лиса Алиса и кот Базилио, злобный директор Карабас и его подхалим Дуремар… Детям, знакомым с сюжетом сказки, будет скучно, а незнакомым – непонятно.
Так же обходятся авторы и с другими произведениями. Классика детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы замечательных детских писателей.
В книге есть прекрасные стихи и рассказы. Но не уверена, что второклассники поймут глубину философской сказки Экзюпери «Маленький принц» – боюсь, что в лучшем случае для большинства Маленький принц останется в памяти сказочным человечком типа гнома. Тяжело детям, только научившимся читать, понять отрывок поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» или былины, перегруженные архаизмами. А самое главное – зачем?
Сверхзадача уроков литературы в начальной школе – развитие представлений о добре и зле, которые формируются в семье. Главный упрек авторам – даже не игнорирование (или незнание?) возрастных особенностей младших школьников, игнорирование (или незнание?) законов восприятия, а усиленное (чтобы не сказать целенаправленное) размывание, искажение представлений о добре и зле. Вместо этого воспитывается протестное поведение и негативное отношение к взрослым.
Внимательное чтение уже первых двух учебников (а всего их уже 9!) убеждает: отбор и подача материала подчинены какой-то странной логике. Хочется понять ее, чтобы найти и обезвредить мины и ловушки, искусно расставленные на страницах школьных учебников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий