суббота, 12 ноября 2011 г.

Мой читальный зал: технология РКМЧП на уроках русского языка

Читаю журналы.
1.Столбунова С. "Как построить нетрадиционный урок русского языка. Технология развития критического мышления через чтение и письмо". Журнал "Русский язык. Первое сентября", 2005, №18, 19.
"Повторим: вот как выглядит технологическая карта урока.
Вызов                                              Осмысление                                       Рефлексия

Мозговой штурм

Составление кластера                     Инсерт            Возвращение к кластеру "
Читать здесь  и здесь

2.Павлова А. И.  "О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка". Журнал "Русский язык в школе", 2007, №8.
Читала в бумажном журнале.

3."Уроки русского языка с использованием РКМ". Пособие "Чтение и письмо для развития критического мышления"
"Смысловая стадия. Подготовка к чтению. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ -это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..
Учащиеся самостоятельно читают статью, используя пометки."
Читать здесь    
4.Загашев И. "Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма". Журнал "Библиотека в школе", 2004, № 17-24.
Лекция "Учебные стратегии развития письменной речи. Пятиэтапная стратегия создания текста. Стратегии детализации и визуализации. Рефлексия в учебном процессе: методы «Шесть шляп мышления», эссе".
"РАФТ. После этапа инвентаризации учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки".
Читать здесь
5.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
"Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере".
6.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
"Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение".

Комментариев нет: