Источник
Журнал "Директор школы"
Макаров Юрий Афанасьевич
Научный руководитель, Гимназия № 2 Казань
Я видел Урок
Обычный урок в необычной школе
Журнал "Директор школы"
Макаров Юрий Афанасьевич
Научный руководитель, Гимназия № 2 Казань
Я видел Урок
Обычный урок в необычной школе
Я видел Урок
Я с теплотой вспоминаю девяностые годы прошлого века, годы недолгого расцвета нашего образования. «Учительская газета» Матвеева, «Первое сентября» Соловейчика, движение «Эврика», педагоги – новаторы. Вся страна с интересом смотрела телепрограммы с участием Шаталова, Лысенковой и других. В это время проявился и я со своей индивидуализацией обучения. Оказалось, что тема эта интересует многих и многие учителя также работают в этом направлении. В 1998 году появился цикл статей в газете «Первое сентября» и началось… . Со своими учителями я проехал всю страну и везде все говорили, как это хорошо. Но ничего хорошего в результате не получилось. Технология индивидуализированного обучения подразумевает проверку каждого задания самостоятельной работы каждого ученика, и не только проверку, но и оказание помощи ученику в случае возникновению у него трудностей. Вот попробовали учителя это счастье в классе с 25 учениками, и отказались. Так что в те времена Технология наша хорошо прижилась только в малокомплектных школах. Но уже в те времена нам было ясно, что проблему эту можно решить только с помощью компьютеров. И потребовалось 8 лет, чтобы покончить с этим вопросом раз и навсегда.
Это был обычный урок математики в обычном классе. В этом классе я был на уроках не один раз, дети ко мне привыкли и не обращали на меня никакого внимания. В начале урока был устный счет. На экране появились примеры, и учительница дала время ученикам на их решение. Ученики записывали ответы. Для тех, кто сделал все, на доске были записаны еще две задачи. Время кончилось. За это время одни ученики решили все примеры и обе задачи, другие выполнили только примеры, третьи сделали не все примеры. Так оно и должно было быть, потому что все дети разные. Ответы были проверены, и класс перешел к основной работе на уроке. Это была работа по решению примеров и задач. Учительница сообщила, что если ученики сделают первую работу, то заработают «3». Если первую и вторую – заработают «4», а если еще одну – то «5». А можно заработать еще и пять с плюсом. Для этого надо выполнить еще дополнительное задание. Ученики определили для себя цель – какую оценку они хотят заработать на уроке, и записали эту оценку в тетради. После этого ученики включили нетбуки. Это надо было видеть. Маленькие пальчики уверенно бегали по клавиатуре, включали – выключали, водили ответ в обучающую программу, радовались, когда компьютер их хвалил (Молодец!), огорчались, когда компьютер не пропускал их к следующему примеру. После того, как ученик правильно выполнил все задания первой работы, он шел, нет, не шел – он бежал к доске и ставил «плюсик» возле своего имени в списке класса. И включал программу со второй работой. Я сидел на задней парте и физически ощущал насыщенность воздуха класса мыслями. Эти мысли летали по классу в таком количестве, что мне хотелось потрогать их руками. А что учительница? А она занималась своим делом. Она смотрела на список класса на доске и замечала, у кого мало «плюсиков». Ей было видно, кому надо оказывать помощь, и она ее оказывала. За урок ученики выполнили такую огромную работу, что хватило бы на несколько обычных уроков. Казалось бы, на уроке внешне ничего не происходит. 27 учеников работают с компьютерами, учительница ходит по классу и что-то говорит ученикам на ушко, ученики бегают к доске и ставят «плюсики». Но на уроке происходит такая интенсивная умственная работа, что можно только ахнуть. Звонок с урока вызвал у учеников вздох недовольства. Они хотели еще работать. Помощь учительницы оказалась профессиональной: ни одной отрицательной оценки, много четверок и пятерок. Цели, поставленные учениками для себя, совпали с реальностью не у всех. Но у многих. Стенограмма урока будет размещена на нашем сайте, но в стенограмме не передать ту удивительную атмосферу, которая была на этом уроке. Это была Педагогика сотрудничества в чистом виде. Доброжелательность, теплота, сердечность – это далеко не все, что было на уроке. И удивительное спокойствие, передающееся ученикам.
Урок закончился. Я похвалил учеников и сказал, что еще приеду. Такой реакции на мои слова я не ожидал. Малыши завопили: «Ура!!!».
Этот урок был проведен 23 ноября 2011 года во 2 «Г» классе в 307 кабинете школы № 58 города Уфы. Учитель Ирназарова Расида Ринатовна. Адрес школы ufasch58@mail.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий