Читаю журналы.
1.Пономарёва Ирина "Конец века" на уроке литературы". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №9.
"Представляем вашему вниманию конспект урока литературы по рассказу Олега Павлова «Конец века» (1995 г). Предварительная подготовка. Эвристический урок подразумевает настроенность учеников на разговор-рецепцию, поэтому очень важно начать эмоциональную подготовку к такому уроку заранее (время подготовки зависит от специфики класса).
1.Пономарёва Ирина "Конец века" на уроке литературы". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №9.
"Представляем вашему вниманию конспект урока литературы по рассказу Олега Павлова «Конец века» (1995 г). Предварительная подготовка. Эвристический урок подразумевает настроенность учеников на разговор-рецепцию, поэтому очень важно начать эмоциональную подготовку к такому уроку заранее (время подготовки зависит от специфики класса).
Заранее отдельный урок необходимо посвятить чтению вслух рассказа «Конец века» и составлению ментальных карт (http://kolesnik.ru/2005/mindmapping) первоначального восприятия художественного текста. Учитель просит во время чтения текста в тетради на развернутом листе в центре написать словосочетание «конец века» - ключевое понятие в развитии драматургического действия урока и записывать все возникающие мысли и чувства либо визуальные образы, возникающие в сознании. Эта работа позволяет «заглянуть в себя» и запечатлеть личное первоначальное восприятие, чтобы потом в процессе дискуссии основываться на своих, а не чужих мыслях и чувствах.
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи".
2.Рамзаева Валентина "Изучение произведений Б.П.Екимова на уроках внеклассного чтения в школе". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №5.
"В данной статье мы предлагаем апробированный вариант урока внеклассного чтения, посвященного творчеству Бориса Петровича Екимова. Работа в группах по прочитанным заранее текстам.
Для того чтобы на уроке работа была продуктивной, учитель должен провести предварительную подготовку. Она связана с индивидуальными (групповыми) заданиями, предполагающими самостоятельное чтение ряда произведений. На предыдущем уроке класс заранее делится на 5 –- 7 групп (по 3 – 4 чел.). Каждой группе в качестве домашнего задания даются два текста, предназначенные для интертекстуального анализа (один из них – произведение Б.П.Екимова, другой – его возможный классический предтекст). Возможные варианты:
1. А.С.Пушкин «Пир во время чумы» и рассказ Б.П.Екимова «Ралли».
2. Эпилог романа «Война и мир» Л.Н.Толстого и повесть «Пиночет».
3. В.М.Шукшин «Как помирал старик» и «Как дед Петро умирал» Б.Екимова.
4. И.А.Бунин «Антоновские яблоки» и рассказ «Холюшино подворье».
5. Н.А.Некрасов, стихи, в которых присутствуют образы крестьянских детей и «Фетисыч» Б.Екимова.
6. «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева и повесть «Пастушья звезда».
7.«Злоумышленник» А.П.Чехова и «Продается дом и старая женщина».
Технология создания диалогической ситуации на основе интертекстуальной связи классического и современного художественного текста подробно изложена нами в Диссертационном исследовании «Русская проза рубежа ХХ – ХХ I веков в системе литературного образования учащихся старших классов». В данной статье мы процитируем лишь алгоритм работы на уроке малой группы с двумя текстами".
3.Шарафиева Фирая "Урок доброты ( по рассказу К.Г.Паустовского «Кот- ворюга»)". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №1.
"Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков:
- Посмотрите, какие замечательные портреты нашего кота- ворюги нарисовали ребята. Все рисунки хороши по-своему. Каждый нарисовал кота таким, каким предстал наш герой перед ним во время чтения рассказа. Какой рисунок, на ваш взгляд, ближе образу, созданному Паустовским? Чем он хорош? Который точнее передаёт его внешность, а который – характер?
- Какие слова и выражения использует автор, описывая поведение кота?
- «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел…Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит…Он воровал всё…Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл…С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом…Он притворно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления…Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы… Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож».
- Какой литературный приём неоднократно и очень удачно использует Паустовский, описывая поведение кота?
Автор несколько раз использует сравнение: «подскочил, как футбольный мяч», «выл, как подземный дух», «ходил по дому и саду, как хозяин и сторож».
Талантливый писатель никогда ни одно слово не использует просто так, впустую, у него «работает» каждое слово. Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот?
- Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя".
Комментариев нет:
Отправить комментарий