четверг, 22 декабря 2011 г.

Мой читальный зал: изучение литературы, чтение школьников, приёмы работы с учебником

Читаю журналы.
1.Рамзаева Валентина "Развитие общеучебных компетентностей в процессе диалогического изучения литературы в школе. Поиск новых образовательных стратегий". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №10.
"Для ясности далее еще раз выделим основные этапы предлагаемой нами технологии формирования общеучебных компетентностей на основе наблюдения интертекстуальной связи текстов. Укажем при этом, что под словом «технология» мы понимаем системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для эффективного достижения педагогических целей (по М.В.Кларину) [3]. Последовательность совместной работы учителя и учащихся такова:
1. Поиск личностных смыслов, установление субъект-субъектных отношений в рамках проводимого совместно научного эксперимента по изучению текущего литературного процесса.
2. Обзорное знакомство с текстом прозаического произведения новейшей литературы (чтение текста малого объема, пересказ сюжета с чтением фрагментов, подборка цитат).
3. Формулировка вопросов и запись их на карточках (себе как участнику диалога, учителю, одноклассникам).
4. Атрибутирование и определение функций интертекстуальных связей современного текста с произведением русской классической литературы.
5. Актуализация проблем, поставленных в произведении русской классической литературы, изучаемом по программе в данный период.
6. Осознание себя в пространстве диалога культур как проводника диалогических смыслов.
7. Оформление речевых высказываний, обмен ими, поиск причины обращения современного автора к классическому пратексту.
8. Организация системы диалогов, вопросы для родителей или сверстников из класса контрольной группы (расширение границ коммуникационного пространства).
9. Фиксирование интегрированных диалогических смыслов в «дневнике современного читателя».
10. Открытия по мере продвижения понимания. Чтение по желанию дневниковых записей.
11. Подведение итогов, интериоризация".
2.Кашкаров Андрей "Интерактивный читательский дневник, или Как приобщить к чтению родителей школьников?". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №5.
"Ключевой фактор в успешном решении задачи приобщения к чтению детей в школе - профессиональный уровень педагогов. Педагог чтения - особый специалист, который помогает детям преодолеть сложности, связанные с процессами чтения. В современной России этим педагогом чтения мог бы стать школьный библиотекарь при условии соответствующей квалификации и материального обеспечения. Такой опыт имеется уже сегодня в ряде школ Санкт-Петербурга. В соответствии с «требованиями к учителю чтения» (IRA): специалист по чтению должен:
  • обладать профильным образованием; иметь фундаментальные знания по литературе (в том числе зарубежной), знать феномен массовой литературы XXI века (чтобы быть «в теме»), педагогике, психологии;
  • уметь создавать и поддерживать мотивацию к чтению; оценивать индивидуальный прогресс каждого учащегося (ибо оценка – мотивирует восприимчивых людей);
  • хорошо ориентироваться в современных методах обучения чтению;
  • уметь проводить групповые и индивидуальные занятия, понимая, что каждый (без исключения) ребенок обучаем.
Особое внимание занимает профессиональная подготовка педагога по чтению – как специалиста. С этой задачей, на наш взгляд, вполне могут справиться педагогические и библиотечные вузы". 
3.Озеркова Ирина "Возможна ли творческая работа с учебником?". - Интернет-журнал "Эйдос", 2009.
"Чем принципиальным (кроме, конечно, скорости) отличается чтение для понимания? Это «чтение с карандашом» или с тетрадью. Суть этого вида чтения – реструктуризация материала с учётом ведущего способа восприятия каждого учащегося. Напоминаю, что выделяют три способа восприятия – вербальное, визуальное, моторное, причём вербальное формируется позже всех и у многих учащихся в недостаточной степени. Но учебник-то предлагает учащимся в основном текст! Вывод – учащемуся для полного понимания необходимо перевести содержание текста в ту форму, которая соответствует его возможностям в наибольшей степени. Обычно рекомендуют выделить основные тезисы, но такой вариант по понятным причинам подходит не для всех. Более продуктивным является составление таблицы или структурной схемы основных понятий, иллюстрации, графика (системы графиков). Я бы рекомендовала заполнение таблицы, содержание которой составляют ответы из текста на три эвристических вопроса: «Что? Как? Почему?» - она может лечь в основу творческого конспекта. Кстати, этот способ хорошо подходит не только для того, чтобы добиться понимания текста такого объёма, как параграф учебника, но и небольшого текста, такого как задание эвристической олимпиады. Становится понятным, почему части учащихся на этом этапе становятся необходимыми задания – без решения заданий они просто не могут понять предложенный материал! Разумеется, это совсем не те задания, которые предназначаются для отработки навыков по теме".

Комментариев нет: