понедельник, 30 января 2012 г.

Модель оценивания образовательного блога

Источник
Обсуждение
Коллективная карта
Людмила Рождественская, Юлия Рачинская

EntryКак оценить образовательный блог?
Проблемы, проблемы...
Часты случаи, когда учителя открывают свой блог, но, исчерпав свои идеи, в скором времени оставляют новое занятие, не осознавая, что брошенные ими "блоги-однодневки" будут вечно "висеть" в Сети... Есть и еще одна проблема: нарушение авторских прав при публикациях в блогах, обусловленное незнанием принципов и корректности использования интернет-ресурсов. Зачастую у учителей отсутствуют представления о возможностях применения новых инструментов в поддержку уроков или в работе классного руководителя и они, перенося в блогосферу свой прежний учительский опыт, используют личные интернет-ресурсы исключительно для размещения объявлений, инструкций и заданий. Подобные учебные блоги очень формальны, они не могут быть интересны детям в качестве дополнительного источника информации по предмету, и вряд ли побудят учеников читать, а тем более, комментировать записи учителя. Также тревожит неосведомленность учителей о тех правилах и ограничениях, следование которым обеспечивает безопасное пребывание учеников в блогосфере. Наблюдались прецеденты, когда учителя публиковали в открытом доступе отметки за выполненную учениками работу, пофамильные списки классов, рейтинги успеваемости и другие сведения, относящиеся к категории личных данных ученика.



Зачем нужна система критериев?

Ниже предложена система критериев оценивания успешного образовательного блога, опираясь на которую, учитель сможет не только осмысленно внедрять новый инструмент в практику, но и продуцировать новые идеи по его использованию.
На данный момент ни в одной из имеющихся классификаций образовательных блогов не существует прописанной системы критериев для оценки успешного блога.
Блоги чаще всего создаются стихийно, что, несомненно, нормальный процесс, поскольку любое творчество не терпит принуждения или административного вмешательства. Разумеется, работа, требующая от учителя дополнительных сил и времени, может быть продуктивной в том случае, если она - результат его самоопределения. Но, с другой стороны, ведение учителями блогов может поощряться, если в школе/коллективе/сообществе созданы благоприятные условия, способствующие блоготворчеству. Так, в конкретной школе может быть разработана система поддержки и мотивации учителей, в которой ведение блога - это владение новым профессиональным инструментом. Как показывает практика, открытые конкурсы учительских блогов также становятся хорошим форматом для появления новых образовательных ресурсов. Но сам факт создания блогов не может стать основой для "раздачи призов и бонусов", если отсутствует четкая и прозрачная система критериев их оценки.
Модель оценивания образовательного блога
При разработке модели оценивания блога возникает ряд трудностей, обусловленных субъективностью оценки любого продукта творческой деятельности. Причем, в оценивании блога есть и дополнительная специфика, поскольку он представляет собой целую сложную мультимедийную структуру, включающую различные цифровые объекты: не только тексты, но и презентации, видео, схемы и т.д. В каждом отдельном случае уточнения также требуют такие понятия, как "авторство", "аутентичность", так как иногда бывает сложно отличить, что является плодом деятельности самого владельца блога, а что транслируется автоматически из других интернет-источников.
Критерии оценивания образовательных блогов
Критерий №1. Содержательность
  • Периодичность обновления.
  • Тематика сообщений, актуальность содержания. Авторская позиция.
  • Стиль и грамотность сообщений.
Критерий №2. Технологичность
  • Дизайн, оформление.
  • Удобство навигации.
  • Мульмедийность.
Критерий №3. Социальность
  • Готовность к обмену, совместной работе.
  • Организация интерактивности и обратной связи.
  • Сетевая культура, этикет, авторское право.
Какие компоненты выделены в модели оценивания блога?Оценка блога начинается с его содержания (контента). Сообщения блога оцениваются как по количественным критериям (объем, периодичность обновлений), так и по качественным, а именно: образовательная ценность, уникальность и достоверность контента.
В предложенной модели, помимо содержания, также подвергается оценке форма. Под формой здесь имеется в виду не столько художественное оформление блога, сколько соответствие принципам образовательного дизайна. Таким образом, в модель вводится понятие учебной среды блога. «Обустраивание» этой среды подразумевает разработку учебных сценариев, которые будут реализованы в блоге. Исходя из конкретных учебных задач, учителем осуществляется подбор подходящих веб-инструментов, планируются разные зоны деятельности для продуктивного общения учителя с учеником, продумывается навигация блога. На этом этапе необходимо не только творческое мышление, но и знание современных технологий, поэтому и выбрано "технологическое" название для данной группы критериев.
Критерии социальности возникли в рассматриваемой модели неслучайно. Находясь в открытом Интернете, авторы блога взаимодействуют не только между собой "внутри блога", но и с "окружающим миром" - с другими посетителями блога. Такие критерии как посещаемость, интерактивность/интенсивность обратной связи оцениваются по объективным индикаторам: количеству соавторов и читателей блога, наличию обсуждений в комментариях, статистике посещаемости. Неотрывно связано с интернет-общением и понятие сетевого этикета. Помимо общепринятых норм этикета, в Интернете существуют и свои, специфические, следование которым в образовательном блоге является одним из важных условий его легитимности в качестве образовательного ресурса. К этой же группе критериев отнесены в рассматриваемой модели и правила корректного оформления заимствований (цитирование, ссылки на первоисточник), неразглашение персональных данных, необходимые для соблюдения законов об авторских правах и защите личных данных.
Предложенная модель, как видим, не ограничивается набором технических правил по ведению блога, а задает своеобразный "стандарт образовательности" для применения нового веб-инструмента.

Комментариев нет: