Наталья Михайлова Газета "Премьер"
№46 (737) от 15 ноября 2011 г.
Галина Щекина. «Бася и чудо»
Издательство «Легия», 2011 год
Автор этого рассказа - Галина Щекина, финалистка «Русского Букера», автор романов «Графоманка» и «Ор». Любому солидному автору трудно «перенастроить» себя с ориентации на взрослого читателя. Даже у классиков, как мы знаем, это часто не получалось. Самые известные примеры дарит как раз русская литература. В ней вплоть до начала XX века не существовало великих произведений для детей. Некоторые читатели сейчас начнут вспоминать, к примеру, «Детство» и «Отрочество» Льва Толстого или сказки Пушкина. Однако эти возражения будут отклонены филологами. Объясним на примере Льва Николаевича: да, он очень-очень хотел написать книги для детей, но - увы! – на самом деле создал книги не «для», а «о», то есть о детях для взрослых читателей. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И только в XX веке, наконец-то, появились Корней Чуковский, Агния Барто и другие.
Рассказ «Бася и чудо» находится где-то между предлогами «о» и «для», но гораздо ближе к «для». Произведение написано простым, правильным языком. Это важно для читателя, которой только-только научился в школе складывать слоги в слова, а слова - в предложения. Да и мир, окружающий девочку Басю, понятен любому ребенку: малышка видит во сне сказочного Гулливера, любит печеную с сахаром тыкву, боится дядю Петю Лесницына, «который всегда в робе, в краске, в побелке и с бутылками». Басю окружают «мелочи детства», но они-то и делают счастливым сначала ребенка, а потом взрослого, иногда вспоминающего аромат печеной тыквы или красную шляпку, подаренную отцом. Автор помещает свою маленькую героиню в критическую ситуацию – у малышки ветром унесло панамку, и Бася, вся в горе, отчаянно ждет чуда. Чудо свершается совершенно по-детски: сон сбывается, страшный Лесницын оказывается добрым Гулливером. Все это делает рассказ Галины Щекиной отличным произведением для старших дошкольников и учеников начальных классов. Но есть в этом рассказе и одна черта произведения «о детях»: автор незримо находится где-то над повествованием и любуется миром ребенка так, как не может это сделать сама малышка, пока не осознающая поэтики своего детства. Зато автор осознает и показывает красоту мира детей взрослым читателям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий