вторник, 28 февраля 2012 г.

ЯЗЫКИ 12 НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ НАХОДЯТСЯ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТАДИИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

ЯЗЫКИ 12 НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ НАХОДЯТСЯ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТАДИИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
«ДВ-РОСС», 21.02.2012
Международный день родного языка (International Mother Language Day) установлен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Из 40 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации большинство находятся на грани исчезновения, считает директор центра образования «Ин» Ассоциации Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНСС и ДВ РФ) Фаина Леханова.
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
По мнению эксперта Ассоциации КМНСС, в России устойчиво сохранили свои языки ненцы, долганы, тувинцы-тоджинцы. Благоприятная ситуация с языками у хантов, чукчей, коряков, эвенов. Неблагоприятная – у эвенков, селькупов, нанайцев, шорцев, саами и др. Языки 12 немногочисленных народов, насчитывающих менее двух тысяч человек, в том числе орочей, юкагиров, нивхов, кетов, энцов, нганасан, алеутов, удэгейцев, эскимосов – находятся на последней стадии исчезновения. Для всех языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока необходимо создать соответствующие условия для их сохранения и дальнейшего развития.
Между тем, языкам коренных малочисленных народов гарантируется особая защита государства. За создание условий по их сохранению и развитию законом «О языках народов Российской Федерации» устанавливается прямая ответственность высших органов федеральных власти. После принятия ряда федеральных и региональных нормативных документов в системе национального образования произошли значительные изменения, в ряде регионов открылись дошкольные и общеобразовательные учреждения, где ввелось преподавание родных языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, увеличилось число средних и высших профессиональных педагогических учебных заведений, преподающих языки коренных малочисленных народов России.
Но, несмотря на принимаемые меры, запланированные цели по сохранению и развитию национальных языков не достигнуты. Большинство детей и молодёжи коренных малочисленных народов России в настоящее время не владеют языками своих предков, и процент знаний по языкам не увеличивается. Прежде всего, такая ситуация сложилась из-за отсутствия языковой среды и носителей языка в местах компактного проживания малочисленных народов.
В настоящее время издаются и переиздаются учебники на 23 языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, однако ни один из них не является языком обучения в школах. Все эти языки изучаются в рамках предмета «родной язык», иногда обучение осуществляется в форме факультатива или в специальных кружках.
Также одной из причин исчезновения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, считает Фаина Леханова, является практическое отсутствие детской национальной литературы для чтения в кругу семьи и на уроках. Государство, ссылаясь на экономические трудности и малочисленность этносов, недостаточно финансирует издание художественной литературы на национальных языках. Однако ярко и колоритно оформленные книжки необходимы для привития красоты родного языка и формирования ценностных ориентиров.
Сохранить исчезающие языки, а вместе с ними и духовную культуру малочисленных этносов можно лишь последовательным решением задач их адаптации к новым условиям жизни, подчеркивает эксперт Ассоциации.

Комментариев нет: