воскресенье, 25 марта 2012 г.

Мой научный читальный зал: Андрей Хуторской о метапредметном обучении

Читаю журналы.Ссылки на другие работы о метапредметном обучении  можно найти в блоге по ярлыкам: Громыко, метапредметное обучение, Хуторской.
1.Хуторской Андрей Викторович "Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)". - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №1.
"Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху. Учителям нынешний стандарт непонятен.
Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности. В связи с этим считаю необходимым обозначить выработанный нами подход... Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе".
2.Хуторской Андрей Викторович, Король Андрей Дмитриевич, Андрианова Галина Александровна и другие "Компетенции успеха в образовании". - Интернет-журнал "Эйдос", 2011, №10.
"Что нужно для успеха? 
1. Определи главное. Назови те сферы окружающего мира, которые являются для тебя основными. Это может быть профессия, семья, дети, хобби, здоровье, наука, интернет, карьера и др. 
2. Обозначь свои намерения по отношению к каждой сфере своего мира. Произнеси их вслух. Обсуди с друзьями, коллегами, родными. Напиши их. 
3. Сформулируй свою миссию по отношению к главным сферам своего бытия. Миссия – это твоё предназначение. 
4. Поставь цели. Цель есть предвосхищаемый результат. Результат – продукт деятельности того, кто ставит цель. Сформулируй свои результаты по отношению к выбранным сферам. Укажи сроки достижения каждой цели: день, месяц, год, вся жизнь. 
5. Выбери средства достижения целей. Для начала это могут быть дистанционные курсы, конкурсы, олимпиады, выездные семинары, педагогические исследования, электронные издания. Они помогут сделать грамотный старт, придадут импульс. 
6. Сделай то, что запланировал. Просто сделай это! Не откладывай на потом. Осуществи здесь и сейчас! Исполни намеченное: зарегистрируйся на курсе, изучи новую методику, начни исследование, отправь заявку на конкурс. Каждый раз иди в направлении цели, пока не достигнешь её. Двигайся, не жди. 
7. Осознай своё движение, свои успехи, приращения, проблемы. Соотнеси результаты с целями. Отнесись к проблемам как средству самосовершенствования. Поблагодари судьбу за них. 
И главное: действуй вместе с успешными людьми!".
3.Хуторской Андрей Викторович, Король Андрей Дмитриевич "Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект)". - Интернет-журнал "Эйдос", 2009, 21 октября.
"Такой подход к образованию предполагает, помимо всего прочего (помимо использования известных педагогических приемов), обращение к уже существующему опыту философской рефлексии над диалогом, как особым способом постижения действительности. Ведь проектирование и реализация учащимся собственного образования происходит в большинстве случаев в диалоге с внешней образовательной средой . Методологическим основам диалога и его возможной роли в образовании, теме неразрывной связи диалога с творчеством уделялось немало внимания в исследованиях многих отечественных философов, педагогов и психологов: М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.С. Библера, В.А.Лекторского и др. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения [2]. Поэтому диалог выступает не просто педагогическим методом или формой, но должен стать приоритетным принципом образования. Под эвристическим диалогом мы понимаем постановку учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям.
Однако необходимо учитывать тот факт, что попытки усилить диалоговую составляющую в рамках существующей образовательной системы сводились к косметическому включению диалога в ее основные структурные уровни. Так, диалог в системе развивающего образования был призван вытеснить разнообразные формы «псевдо-диалога» (имитации диалога). Однако, диалог в развивающем обучении фактически оказался лишь определенным дополнением к репродуктивному «стержню» данного вида обучения, так как «школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям» [3]".
4.Хуторской Андрей Викторович "Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности". - "Вестник Института образования человека", 2012, 2 марта.
"Каковы основные элементы метапредметного содержания образовательных стандартов с позиций человекосообразного обучения? Результаты проведённых нами исследований свидетельствуют о том, что метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя:
    1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;
2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;
3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;
4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.
    Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в образовательных стандартах двойное присутствие: во-первых, отдельное концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме, соответствующей метапредметному содержанию стандартов; во-вторых, конкретное воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме, тождественной его целям и содержанию.
    Таким образом, выделенное явно метапредметное содержание будет проходить сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, и объединять их в единое, целостное содержание".

Комментариев нет: