Читаю журналы.
1.Кумышева Р. М. Семантические поля учебной деятельности (на примере изучения младшими школьниками русской грамматики). - Журнал "Эйдос", 2005, 27 мая.
"Каждое учебное действие на каждом этапе учебной деятельности должно быть ориентировано на все четыре семантических поля.
На этапе мотивации учения и первичного усвоения учебной информации.
В поле целей: способствовать возникновению у обучаемых внутренних противоречий между знанием и незнанием; научить приемам преднамеренного запоминания; обучать избирательному отбору информации и систематизации учебного материала.
В поле значений: учить анализу и систематизации учебного материала; формировать у учащихся индивидуальный стиль познавательной деятельности, критическое отношение к учебной ситуации.
В поле ценностей: учебный материал представлять как объект для оценивания, рассматривать в русле ценностных ориентаций и практической направленности; учебная информация становится личностно-значимой.
В поле смыслов: осуществляется социальная и профессиональная адаптация обучаемых, осознание ими своего участия в учебном процессе.
На этапе репродукции знаний.
Уровень репродуктивных действий. В поле целей: учить установлению причинно-следственных связей и закономерностей в содержании учебного материала; системному воспроизведению информации.
В поле значений: происходит развитие у учащихся речевой культуры и культуры восприятия, мышления, памяти.
В поле ценностей: учебная деятельность обретает личностную значимость.
В поле смыслов: учение становится средством самокоррекции и саморазвития.
Уровень алгоритмических действий. В поле целей: научить применению знаний в стандартных практических ситуациях, решению простых (с минимальным количеством операций) проблемных задач.
В поле значений: формируется умение аргументировать свои действия; происходит дальнейшее развитие воображения, памяти, мышления.
В поле ценностей: учение обретает практическую значимость.
В поле смыслов: познание наделяется жизненным смыслом.
Уровень реконструктивных действий. В поле целей: научить применению знаний для решения сложных (с большим количеством операций) проблемных задач, обсуждению решаемых задач в дискуссионной форме.
В поле значений: развиваются целеустремленность, объективность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность.
В поле ценностей: учение становится средством достижения значимых целей.
В поле смыслов: формируются научная и гражданская позиции, культура ведения дискуссий. Учебная деятельность наделяется личностным смыслом.
Уровень продуктивных действий. В поле целей: научить выявлению проблемных ситуаций и противоречий в окружающей действительности и применению для их разрешения усвоенных сведений; постановке и решению проблемных задач на основе выявленных ситуаций.
В поле значений: воспитание находчивости, умения планировать свои действия и менять их в соответствии с изменяющимися условиями.
В поле ценностей: учение становится жизненной необходимостью.
В поле смыслов: формирование установки на активность в критических ситуациях, повышение устойчивости к стрессовым факторам. Самопознание и самосовершенствование обретают жизненный личностный смыслы".
Читать полностью здесь
2.Габдуллина М. В. Обучение русскому языку на основе установления системных связей в содержании учебного материала (из опыта работы). - Журнал "Эйдос", 2012, №2.
"В данной статье мы покажем, как, следуя принципу системности, можно организовать начальный этап изучения темы «Обособленные члены предложения», чтобы в дальнейшем не только сформировать у учащихся знания и умения по теме на компетентностном уровне, но и вызвать познавательный интерес к предмету в целом. Тема «Обособленные члены предложения» в курсе русского языка в средней школе считается одной из самых трудных. Действительно, это объективно сложная тема, так как понятие об обособлении системно связано с большим кругом понятий, обозначающих явления разных языковых уровней (словообразования, морфологии, синтаксиса). Чтобы учащиеся смогли овладеть этим понятием и научились употреблять обособленные члены предложения в речи и жизни в соответствии с языковыми и речевыми нормами, они должны знать понятия, изученные ранее.
Программа обучения Занимательная лингвистика 5 класс
Работы детей
1.Кумышева Р. М. Семантические поля учебной деятельности (на примере изучения младшими школьниками русской грамматики). - Журнал "Эйдос", 2005, 27 мая.
"Каждое учебное действие на каждом этапе учебной деятельности должно быть ориентировано на все четыре семантических поля.
На этапе мотивации учения и первичного усвоения учебной информации.
В поле целей: способствовать возникновению у обучаемых внутренних противоречий между знанием и незнанием; научить приемам преднамеренного запоминания; обучать избирательному отбору информации и систематизации учебного материала.
В поле значений: учить анализу и систематизации учебного материала; формировать у учащихся индивидуальный стиль познавательной деятельности, критическое отношение к учебной ситуации.
В поле ценностей: учебный материал представлять как объект для оценивания, рассматривать в русле ценностных ориентаций и практической направленности; учебная информация становится личностно-значимой.
В поле смыслов: осуществляется социальная и профессиональная адаптация обучаемых, осознание ими своего участия в учебном процессе.
На этапе репродукции знаний.
Уровень репродуктивных действий. В поле целей: учить установлению причинно-следственных связей и закономерностей в содержании учебного материала; системному воспроизведению информации.
В поле значений: происходит развитие у учащихся речевой культуры и культуры восприятия, мышления, памяти.
В поле ценностей: учебная деятельность обретает личностную значимость.
В поле смыслов: учение становится средством самокоррекции и саморазвития.
Уровень алгоритмических действий. В поле целей: научить применению знаний в стандартных практических ситуациях, решению простых (с минимальным количеством операций) проблемных задач.
В поле значений: формируется умение аргументировать свои действия; происходит дальнейшее развитие воображения, памяти, мышления.
В поле ценностей: учение обретает практическую значимость.
В поле смыслов: познание наделяется жизненным смыслом.
Уровень реконструктивных действий. В поле целей: научить применению знаний для решения сложных (с большим количеством операций) проблемных задач, обсуждению решаемых задач в дискуссионной форме.
В поле значений: развиваются целеустремленность, объективность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность.
В поле ценностей: учение становится средством достижения значимых целей.
В поле смыслов: формируются научная и гражданская позиции, культура ведения дискуссий. Учебная деятельность наделяется личностным смыслом.
Уровень продуктивных действий. В поле целей: научить выявлению проблемных ситуаций и противоречий в окружающей действительности и применению для их разрешения усвоенных сведений; постановке и решению проблемных задач на основе выявленных ситуаций.
В поле значений: воспитание находчивости, умения планировать свои действия и менять их в соответствии с изменяющимися условиями.
В поле ценностей: учение становится жизненной необходимостью.
В поле смыслов: формирование установки на активность в критических ситуациях, повышение устойчивости к стрессовым факторам. Самопознание и самосовершенствование обретают жизненный личностный смыслы".
Читать полностью здесь
2.Габдуллина М. В. Обучение русскому языку на основе установления системных связей в содержании учебного материала (из опыта работы). - Журнал "Эйдос", 2012, №2.
"В данной статье мы покажем, как, следуя принципу системности, можно организовать начальный этап изучения темы «Обособленные члены предложения», чтобы в дальнейшем не только сформировать у учащихся знания и умения по теме на компетентностном уровне, но и вызвать познавательный интерес к предмету в целом. Тема «Обособленные члены предложения» в курсе русского языка в средней школе считается одной из самых трудных. Действительно, это объективно сложная тема, так как понятие об обособлении системно связано с большим кругом понятий, обозначающих явления разных языковых уровней (словообразования, морфологии, синтаксиса). Чтобы учащиеся смогли овладеть этим понятием и научились употреблять обособленные члены предложения в речи и жизни в соответствии с языковыми и речевыми нормами, они должны знать понятия, изученные ранее.
При разработке данной темы мы опирались на идеи структурно-семантического направления, изложенные в книге В.В. Бабайцевой «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» [1].
Изучение этой темы мы условно разделили на четыре этапа:
- 1-й этап – подготовительный (с элементами пропедевтики);
- 2-й этап – предварительный (повторение ближайших понятий);
- 3-й этап – основной (знакомство с новым явлением, введение новых понятий, отработка практических навыков);
- 4-й этап – рефлексирующий (диагностика полученных знаний и умений).
Дадим краткую характеристику каждого этапа".
3.Трофимова Е. Программа обучения "Занимательная лингвистика". - "Учительская газета", 2011, 11 декабря.
"Программа обучения «Занимательная лингвистика» создавалась для учеников средней школы, занимающихся по учебнику М. М. Разумовской и др., следовательно, соотносится с программой и учебником именно этих авторов. К каждому разделу основной программы подобраны увлекательные рассказы о лингвистике, об этапах ее развития, разделах, о русистах, которые внесли вклад в науку. К текстам прилагаются задания, которые носят информационный, дискуссионный и творческий характер. Материалы отобраны из справочников, словарей, энциклопедий, научно-популярной литературы. Тексты доступны, обладают познавательной ценностью, объем соответствует возрасту учащихся. Они систематизированы на основе проблемно-тематического принципа и включены в школьный курс в связи с изучаемой темой. Их содержание формирует целостный взгляд на историю лингвистической науки и входит в обязательный минимум основного общего образования по русскому языку. Задания, предложенные для работы с текстами, соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку: учащиеся должны «знать сведения о русском языке, уметь пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст, собирать и систематизировать собранный материал к сочинениям на определенную тему с учетом замысла». Достоинство программы «Занимательная лингвистика» ещё и в том, что на выполнение данных упражнений не требуется дополнительного времени, все материалы используются на уроке во время изучения программных тем".
Прикрепленные файлы: Программа обучения Занимательная лингвистика 5 класс
Работы детей
Комментариев нет:
Отправить комментарий