Wikers Weekly
"В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...", - пишет в предсмертном письме человек, больше всего на свете боящийся смерти, и стреляет себе в сердце.
Это случилось 14 апреля 1930 года. В этот день Маяковский в который раз предложил своей возлюбленной Веронике Полонской развестись с мужем, оставить театр и выйти за него. Она в очередной раз ответила отказом, вышла из его комнаты и вслед за этим раздался роковой выстрел.
И дальше шепот за спиной, сопровождавший Веронику Витольдовну почти всю жизнь: «любовница Маяковского, это она... это из-за нее».
Вероника Полонская, дочь известного актера немого кино, молоденькая актриса МХАТа, обаятельная, красивая, простая и искренняя, без труда влюбила в себя Маяковского. После первого неизбежного недоумения неожиданно привыкла к нему и привязалась сама. "По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а чаще", - пишет Маяковской своей возлюбленной... нет, не Полонской, а Татьяне Яковлевой в Париж. В это же время регулярно, и даже чаще, у него бывает Полонская. В июле поэт едет на юг, шлет письма Яковлевой, там же в Хосте встречается с Полонской и, когда они расстаются на время, засыпает ее телеграммами. Так что, спорные строчки "я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить" могут относиться и к одной, и к другой.
Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой в Париже и страстно влюбился. «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом, с бровью брови...» - одни из лучших любовных стихов поэта посвящены Татьяне. Он звал ее замуж, тут же стал невыездным. Говорят, что не без помощи Лили Юрьевны Брик, женщины всей его жизни, разлюбившей поэта, но, кажется, считавшей его своей собственностью.
Об отношениях Лили Брик и Маяковского известно всем, главным образом, из-за хрестоматийного «они жили втроем с мужем Лили Осипом Бриком». О Лиле Юрьевне, этой «ля фэме фаталь», говорили: «Одного мужчины ей было мало». А между тем, Лиля Брик была безнадежно влюблена как раз в одно-единственного мужчину ... в своего мужа Осю. ( В скобках замечу, что когда в 1945 году Осип Брик умер, Лиля сказала : «Когда не стало Оси, не стало и меня»). Их отношения отличались привязанностью, духовной близостью, общими интересами, но... Осипа Лиля как женщина не вдохновляла. Поэтому они прекратили супружеские отношения, оставаясь чрезвычайно близкими людьми. Может ли молодая 26 -летняя женщина мириться с таким, назовем вещи своими именами, унижением? Лиля решила доказать мужу, что она желанна и любима. Для этого требовалась ежедневная, публичная и эмоциональная демонстрация чувств другого мужчины, чтобы доказать и себе , и мужу свою женскую состоятельность. В данном случае страстный, громкий, надрывный Маяковский подходил как никто другой .
В октябре 1929-го, за полгода до рокового выстрела, Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Яковлева собирается замуж за виконта дю Плесси, хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя. Яковлева до последнего дня не забудет Брик случая с письмом. И с горькой иронией однажды признается, что даже благодарна ей за это. В противном случае она, искренно любя Маяковского, вернулась бы в СССР и сгинула в мясорубке 37-го года. Татьяна воспринимает отсутствие любимого как добровольный отказ от нее, тем более, что до нее доходят слухи о его женитьбе в Москве. В действительности Маяковский просто не мог к ней приехать, и по словам одной из его подруг сказал, что «влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». В январе 1930-го Татьяна Яковлева выходит замуж. Маяковский так переживает, что тут же требует от Вероники Полонской узаконить их отношения. И вот только сейчас выясняется самое главное - Вероника Витольдовна Полонская не принадлежала одному Маяковскому. Более того, она была замужем и никак не могла признаться мужу в измене. Маяковский становится одержимым, то он клянется ей в вечной любви, то угрожает, оскорбляет, мучает и ее, и себя. 12 апреля Маяковский записывает план последнего, решительного разговора с Полонской, в котором несколько раз повторяет: "я не смешон... нельзя быть смешным..." Там же он записывает о самоубийстве. "Я не кончу жизни, не доставлю такого удовольствия художественному театру". Бред, неистовство, в общем-то свойственные ему от природы, становятся сутью его существования. Полонская в ужасе, она просит его обратиться к врачу, но Маяковский в ответ дико смеется, а 14 апреля после разговора с возлюбленной нажимает на курок.
В результате современники в открытую обвинили Веронику Витольдовну в том, что она не бросила мужа и театр, как того хотел Маяковский, чем и довела его до самоубийства.
Всё это полный абсурд. Владимир Маяковский покончил с собой потому, что устал от постоянных потерь. Будучи человеком страстным, увлекающимся, открытым и ярким, он жаждал отдать всего себя любимой женщине. И что же он получил? Лиля Брик: странная связь, жизнь втроем с ее мужем Осипом Бриком, ее охлаждение к Маяковскому как к мужчине и какое-то болезненное желание опекать и контролировать его во всем. Поэт невероятно любил Лилю, но так и не стал единственным мужчиной в ее судьбе. Татьяна Яковлева - звезда, великолепная, умная, «фатально неотразимая», как о ней говорили современники — оказалась чужестранкой из Парижа, и власть сделала все, чтобы лишить своего глашатая революции политически неверного личного счастья. Наконец, Вероника Полонская, роль которой состояла в том, чтобы, наконец, успокоить мятущееся сердце и страдающую душу Маяковского. Но и эта женщина оказалась несвободной и не захотела пожертвовать ради него ничем.
Можно сказать, что последняя любовь Владимира Маяковского Вероника Полонская оказалась просто не в то время и не в том месте, а самоубийство поэта было неизбежной развязкой всех запутанных и трагических любовных историй великого поэта.
Вероника Полонская
И дальше шепот за спиной, сопровождавший Веронику Витольдовну почти всю жизнь: «любовница Маяковского, это она... это из-за нее».
Вероника Полонская, дочь известного актера немого кино, молоденькая актриса МХАТа, обаятельная, красивая, простая и искренняя, без труда влюбила в себя Маяковского. После первого неизбежного недоумения неожиданно привыкла к нему и привязалась сама. "По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а чаще", - пишет Маяковской своей возлюбленной... нет, не Полонской, а Татьяне Яковлевой в Париж. В это же время регулярно, и даже чаще, у него бывает Полонская. В июле поэт едет на юг, шлет письма Яковлевой, там же в Хосте встречается с Полонской и, когда они расстаются на время, засыпает ее телеграммами. Так что, спорные строчки "я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить" могут относиться и к одной, и к другой.
Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой в Париже и страстно влюбился. «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом, с бровью брови...» - одни из лучших любовных стихов поэта посвящены Татьяне. Он звал ее замуж, тут же стал невыездным. Говорят, что не без помощи Лили Юрьевны Брик, женщины всей его жизни, разлюбившей поэта, но, кажется, считавшей его своей собственностью.
Осип Брик, Лиля Брик, Владимир Маяковский
В октябре 1929-го, за полгода до рокового выстрела, Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Яковлева собирается замуж за виконта дю Плесси, хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя. Яковлева до последнего дня не забудет Брик случая с письмом. И с горькой иронией однажды признается, что даже благодарна ей за это. В противном случае она, искренно любя Маяковского, вернулась бы в СССР и сгинула в мясорубке 37-го года. Татьяна воспринимает отсутствие любимого как добровольный отказ от нее, тем более, что до нее доходят слухи о его женитьбе в Москве. В действительности Маяковский просто не мог к ней приехать, и по словам одной из его подруг сказал, что «влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». В январе 1930-го Татьяна Яковлева выходит замуж. Маяковский так переживает, что тут же требует от Вероники Полонской узаконить их отношения. И вот только сейчас выясняется самое главное - Вероника Витольдовна Полонская не принадлежала одному Маяковскому. Более того, она была замужем и никак не могла признаться мужу в измене. Маяковский становится одержимым, то он клянется ей в вечной любви, то угрожает, оскорбляет, мучает и ее, и себя. 12 апреля Маяковский записывает план последнего, решительного разговора с Полонской, в котором несколько раз повторяет: "я не смешон... нельзя быть смешным..." Там же он записывает о самоубийстве. "Я не кончу жизни, не доставлю такого удовольствия художественному театру". Бред, неистовство, в общем-то свойственные ему от природы, становятся сутью его существования. Полонская в ужасе, она просит его обратиться к врачу, но Маяковский в ответ дико смеется, а 14 апреля после разговора с возлюбленной нажимает на курок.
В результате современники в открытую обвинили Веронику Витольдовну в том, что она не бросила мужа и театр, как того хотел Маяковский, чем и довела его до самоубийства.
Татьяна Яковлева с мужем Бертраном дю Плесси
Можно сказать, что последняя любовь Владимира Маяковского Вероника Полонская оказалась просто не в то время и не в том месте, а самоубийство поэта было неизбежной развязкой всех запутанных и трагических любовных историй великого поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий