воскресенье, 24 июня 2012 г.

Мой читальный зал: современный урок русского языка (и не только)

Читаю интернет-журнал "Эйдос".
1.Хуторской А.В. Что такое современный урок. - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №3.
"Предлагаю семь критериев современного урока, служащих ориентирами для современного учителя. Эти критерии вытекают из принципа человекосообразности образования, который лежит в основе нашей научной школы, а также из инноваций, разработанных и реализованных нами за последние годы.
7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Это урок самореализации ученика
На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личносто-значимую для него область бытия.
Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть ученику просто переданы, или, как говорят психологи, интериоризированы в него. Цели ученика сопрягают его личностную миссию и внешний мир, в том числе и внешний заказ на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Без собственного самоопределения и самоцелеполагания нынешнему человеку просто не удержаться в непрерывно меняющихся ветрах происходящих изменений.
Там где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения".
Читать полностью
2.Новикова И.ВУрок по теме "Односоставные предложения". -  Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №3. 
"5. Закрепление. Выполнение практических упражнений.  1. Словесное рисование. На доске портрет Клода Моне. Репродукции картин «Стога».
 Координаторы для каждой группы раздают «пазлы» - кусочки картины Моне «Стога сена в Живерни».
 - Воспроизведите картину великого художника. Эту работу вам поможет осуществить павана Габриэля Форе «Картины Клода Моне». Задание:
 На обратной стороне пазла составляем 4-5 предложений. Работаем в группах. Одно-два предложения должны быть односоставными, желательно определенно-личными.
 На экране под музыку идет демонстрация картин Клода Моне.
 (Приложение №1)
 - Что такое павана? Знаете ли вы значение этого слова? (На доске появляется объяснение)".
3.Шерстова Е.ВСистемно-деятельностный подход на уроках русского языка. - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №3. 
"Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:
 1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.
 По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.
 Рассмотрим на примере урока по русскому языку для 6 класса по теме «Указательные местоимения».
4.Габдуллина М.ВОбучение русскому языку на основе установления системных связей в содержании учебного материала (из опыта работы). - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №2
"Тема «Обособленные члены предложения» в курсе русского языка в средней школе считается одной из самых трудных. Действительно, это объективно сложная тема, так как понятие об обособлении системно связано с большим кругом понятий, обозначающих явления разных языковых уровней (словообразования, морфологии, синтаксиса). Чтобы учащиеся смогли овладеть этим понятием и научились употреблять обособленные члены предложения в речи и жизни в соответствии с языковыми и речевыми нормами, они должны знать понятия, изученные ранее.
При разработке данной темы мы опирались на идеи структурно-семантического направления, изложенные в книге В.В. Бабайцевой «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» [1].
Изучение этой темы мы условно разделили на четыре этапа:
  • 1-й этап – подготовительный (с элементами пропедевтики);
  • 2-й этап – предварительный (повторение ближайших понятий);
  • 3-й этап – основной (знакомство с новым явлением, введение новых понятий, отработка практических навыков);
  • 4-й этап – рефлексирующий (диагностика полученных знаний и умений)". 
Читать полностью 

Комментариев нет: