Читаю методические материалы на сайте "Учительской газеты".
1.Кленицкая Инна. От чтения - к сочинению. - Учительская газета, 2012, 21 марта.
"Решила поделиться своим опытом приобщения старшеклассников к чтению. У меня они читают. Даже в тех новых для меня классах, где, по словам коллег, ребята "сроду ничего не читали". (Подразумевается - "и не будут"). И сочинения, после первого же неудачного опыта списывания, пишут сами. Достигаю я этого, соблюдая четыре необходимых условия (которые, что принципиально важно, срабатывают только вместе, в совокупности).
Первое. Не требую невозможного. Очевидно же (всем, кроме составителей программ), что не может подросток за один учебный год прочитать и "Грозу", и "Обломова", и "Отцов и детей", и "Что делать?", и "Историю одного города", и "Преступление и наказание", и "Войну и мир". И за лето тоже не может, тем более что, как правило, и не подготовлен к этому. Чем-то приходится жертвовать. Разумеется, не Толстым, Достоевским и Чеховым. Да и "Отцов и детей" нужно, чтобы прочитали. А вот "Обломова" и "Что делать?" даю обзорно (как это и требовалось раньше). На уроках комментированное чтение нескольких отрывков, закрепление, и на дом - никакого задания по этим произведениям. То же самое с "Историей одного города". (Кстати, новый проект стандартов предусматривает изучение только двух глав)".
Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев)".
Ученик гораздо раскованней чувствует себя, если может работать с текстом не только визуально, но и «трогая» его руками. На этом основан прием работы с маркером. Если необходимо найти в причастиях суффиксы или в стихотворении эпитеты, их можно обозначить ярким цветом прямо в распечатанном тексте, не портя книгу. Точно так же можно выделить важнейшие моменты в художественном тексте, основные мысли критической статьи, данные, которые необходимо запомнить и т.п.
Приведем несколько примеров работы с текстом и маркером в формате А4".
1.Кленицкая Инна. От чтения - к сочинению. - Учительская газета, 2012, 21 марта.
"Решила поделиться своим опытом приобщения старшеклассников к чтению. У меня они читают. Даже в тех новых для меня классах, где, по словам коллег, ребята "сроду ничего не читали". (Подразумевается - "и не будут"). И сочинения, после первого же неудачного опыта списывания, пишут сами. Достигаю я этого, соблюдая четыре необходимых условия (которые, что принципиально важно, срабатывают только вместе, в совокупности).
Первое. Не требую невозможного. Очевидно же (всем, кроме составителей программ), что не может подросток за один учебный год прочитать и "Грозу", и "Обломова", и "Отцов и детей", и "Что делать?", и "Историю одного города", и "Преступление и наказание", и "Войну и мир". И за лето тоже не может, тем более что, как правило, и не подготовлен к этому. Чем-то приходится жертвовать. Разумеется, не Толстым, Достоевским и Чеховым. Да и "Отцов и детей" нужно, чтобы прочитали. А вот "Обломова" и "Что делать?" даю обзорно (как это и требовалось раньше). На уроках комментированное чтение нескольких отрывков, закрепление, и на дом - никакого задания по этим произведениям. То же самое с "Историей одного города". (Кстати, новый проект стандартов предусматривает изучение только двух глав)".
2.Птицына Татьяна. Нестандартный взгляд на стандартный урок. - Учительская газета, 2012, 21 марта.
"В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев)".
3.Мусатова Татьяна. "Клиповое сознание" "работает" на литературное образование. -
Учительская газета, 2012, 21 марта.
"Для учебного процесса перенос текста в пространство листа А4 дает возможность одновременного размещения текстов из разных источников, сочетания готового текста и задания. Текст можно распечатать, оставив широкие поля, если нужно озаглавить его части, составить тезисы и т.п. Ученик гораздо раскованней чувствует себя, если может работать с текстом не только визуально, но и «трогая» его руками. На этом основан прием работы с маркером. Если необходимо найти в причастиях суффиксы или в стихотворении эпитеты, их можно обозначить ярким цветом прямо в распечатанном тексте, не портя книгу. Точно так же можно выделить важнейшие моменты в художественном тексте, основные мысли критической статьи, данные, которые необходимо запомнить и т.п.
Приведем несколько примеров работы с текстом и маркером в формате А4".
4.Котова Татьяна. Как преподавать литературу современным школьникам. - Учительская газета, 2012, 8 июня.
"Как все-таки добиться, чтобы учащиеся читали художественную литературу? Как сделать, чтобы они не только читали, но и умели анализировать произведения и сами занимались литературным творчеством? Как достичь того, чтобы они задумались над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образа?
Я разделила кабинет на несколько секций, чтобы каждый учащийся нашел для себя какую-то свою, близкую ему тему. Около окна - полочки с различными словарями, сзади – шкафы, наполненные предметами для работы с источниками и написания творческих миниатюр, сбоку – мини-сцена и камин для проведения уроков литературы с использованием новых технологий".
Комментариев нет:
Отправить комментарий