воскресенье, 24 июня 2012 г.

Моя научно-методическая полка: стратегиальный подход к обучению чтению

   Не так давно познакомилась с работами, в которых разработан  стратегиальный подход к обучению чтению. Сейчас описано более 100 стратегий чтения, которые дают возможность  работать в ситуации "невыполненного домашнего задания" (дети к уроку не прочитали текст). "Использование на уроке предтекстовых и текстовых стратегий позволяет организовать работу с непрочитанным дома текстом, причём максимально дифференцировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах" (Романичева Е.С. Чтобы чтение и обучение чтению было успешным. - Русская словесность, 2012, №2, с.11).
 1.Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.- М., Школьная библиотека, 2005.
В книге описаны инновационные технологии и стратегии обучения чтению, представлен опыт российских учителей и библиотекарей, работающих по этим технологиям, существенно влияющим на результаты обучения, образованности и воспитанности учащихся. Даны не только классификация и группировка стратегий обучения чтению, но и подробное их описание, методики увеличения скорости и качества чтения. Чтение рассматривается с позиции разных наук, таких как философия, социология, психология, физиология, библиотерапия, лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, литературоведение. 
Ценность издания - как в описании российских моделей приобщения детей к чтению, разработчиком которых является автор, так и в освещении зарубежного опыта.
 2.Homo Legens. Человек читающий. Выпуск 3. Сборник статей. - М., Школьная библиотека, 2006.
Статьи сборника посвящены самым разнообразным аспектам феномена чтения. Это вопросы детского, подросткового и семейного чтения, методики обучения чтению, история и методология чтения и др. Авторы сборника - специалисты в области чтения: культурологи, педагоги, психологи, библиотекари.
Читать здесь
3.Материалы научно-практической конференции "Чтение и грамотность – инструмент развития личности и общества", г. Москва, 8-9 сентября 2006 г.
Читать здесь
4.Материалы первой международной конференции "Чтение и грамотность в образовании и культуре", г. Москва, 26-29 марта 2009 г.
Читать здесь
5.Homo Legens. Человек читающий. Выпуск 4. Сборник статей. - М., 2006.
 В статьях четвертого выпуска научного сборника "Человек Читающий" отражены разнообразные теоретические и практические аспекты феномена чтения. Авторы сборника - специалисты в области педагогики, культурологии, психологии, читателеведения, философии и социологии чтения - рассматривают вопросы, связанные с читательским поведением молодежи, формированием ее грамотности, а также методологические аспекты приобщения к чтению. Сборник представляет практический интерес для библиотекарей, а также педагогов разных специализаций, как школьных, так и вузовских, поскольку чтение (и понимание прочитанного) является основой всякого образовательного процесса.  
6.Человек читающий. Homo Legens-2. Сборник статей. - М., Российский институт культурологии. 2000.Содержание: 1. Сегодняшние ЧИТАТЕЛИ: какие они и что читают. Бутенко И.А. Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает. Бирюков П. В. Чтение и компьютер в жизни студентов. Фридлянд О.А. Почему читают любовные романы (социальная мифология как особенность жанра) . Голубева Е. И. О читательских предпочтениях подростков 11-15 лет (по материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий "Золотой ключик-98"). Чудинова В. П. Читающие дети в мире книжной и электронной культуры. 2. Из истории библиологической культуры. Прядко И. П. "Простое прилежное читание" (о двух путях овладения литературным языком). Кудрявцева Е.Б. Дети и книги в России конца ХУШ века. Бирюков Б. В. "Цель вполне практическая. Только и всего". Репрессированная книга: истоки явления. Маркова Е. В. Из истории российской культуры XX века. О судьбе выдающегося библиотековеда. 3. Чтение, образование, развитие личности. Бирюкова Л. Г. Методика обучения и стимулирования чтения 1990-х годов: Сметанникова Н. Н. Значение чтения для решения задач образования (о роли и месте преподавателя в средней и высшей школе). Мешков С. В. Библиотеки и неравенство: город.деревня (немного статистики). Бирюков Б. В., Бирюкова Л. Г., Сметанникова Н.Н. О Международной ассоциации чтения, ее конгрессах и работе Московского отделения.
7.Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии.
Скачать сборник в формате Word (610 КБ)
8.Homo legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова. [Под ред. Б.В.Бирюкова]. - М., 1999.

Комментариев нет: