Здесь полезные материалы на тему "Нескучная классика"
Интересны и комментарии.
Фрагменты публикаций
Вера Назаретян, психолог
"Способы подачи информации во всех новых (по сравнению с пушкинскими временами) источниках также сильно отличаются от классического, книжного, где исстари - повествовали, то есть рассказывали плавно, медленно о том, например, кто, где, когда родился, как жил, с каким жизненным опытом подошёл к своему пределу. Это похоже на схему: из пункта А в пункт Б шёл пешеход. И мы, читая, сопровождаем этого пешехода на всём пути. Изложение сюжета здесь линейное, последовательное. (Все помнят, как неспешны народные сказки: "жили-были", "и вот однажды"... ). Но современный ребёнок, с детства привыкший к телевидению, приучен к совершенно другому стилю. Ничего не надо представлять, ведь всё показывают. Язык телевидения - это ближний и дальний планы, "наплывы" при съёмке, увеличение деталей, внимание к ним, смена картинок, использование цвета и освещения и т.д., и т. п. - можно сказать, мелькание всевозможных фрагментов. Ничего этого нет при чтении книги, каждый в меру своей фантазии "раскрашивает" текст, в процессе чтения задействованы совершенно другие механизмы мышления — воображение, фантазия. Подросток, который начинает пользоваться интернетом, ещё более интенсифицирует фрагментарность информационного потока - он управляет скоростью этого потока: может к чему-то вернуться, на чём-то задержаться, а что-то пропустить. Такому подростку намного труднее читать Льва Толстого, чем человеку, родившемуся и выросшему в дотелевизионную эпоху, хотя уже и на такого нашего современника наложила свой заметный отпечаток клиповая подача информации. Посмотрите, как сильно изменился даже консервативный театр. Режиссеры пытаются осовременить классические линейные сюжеты, дробя схему, добавляя фрагментарности, чтобы зрителям не было скучно. Бегущая строка в оперном театре, экраны с дополнительными сюжетами — норма жизни любого современного театра. Такая культура, такое культурное пространство называются мозаичными, поскольку пёстрая мозаика - их сущность".
"К концу начальной школы ребёнок должен научиться читать бегло. Если этого не добивается учитель, на помощь должна прийти семья. Что бы ни читал в это время ребёнок – лишь бы читал! Про что ему интересно, на том и нужно тренировать скорость чтения и понимания. Если этого не сделать перед средней школой, то затруднения не замедлят явиться, за ними – трудности, а за теми – проблемы, потому что встреча с классикой для недостаточно подготовленного ученика стрессогенна, ведь это другой стиль, другой, незнакомый, непривычный, почти чужой язык. Ребёнок читает балладу Жуковского и, верьте ему, не понимает её! У добросовестного родителя есть только один выход – очень внимательно читать ту же балладу и комментировать, объяснять текст, но обязательно давать при этом ребенку свободу выражать собственное мнение. Точно так же, когда наступит время вашему отроку читать «Войну и мир», то вам придётся снять с полки четырёхтомник без намёка на иллюстрации, написанный длинными предложениями, и читать великого классика, а потом – говорить на вечные темы (о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о любви и дружбе.) Но самое главное, ради чего весь это сыр-бор затевается, – это слышать мнение своего чада, пусть неожиданное, слишком свежее, слишком современное, слишком радикальное. Но ведь он – читатель, а значит, имеет право судить. Читать по программе – это обязанность, а судить о прочитанном – право".
Интересны и комментарии.
Фрагменты публикаций
Вера Назаретян, психолог
"Способы подачи информации во всех новых (по сравнению с пушкинскими временами) источниках также сильно отличаются от классического, книжного, где исстари - повествовали, то есть рассказывали плавно, медленно о том, например, кто, где, когда родился, как жил, с каким жизненным опытом подошёл к своему пределу. Это похоже на схему: из пункта А в пункт Б шёл пешеход. И мы, читая, сопровождаем этого пешехода на всём пути. Изложение сюжета здесь линейное, последовательное. (Все помнят, как неспешны народные сказки: "жили-были", "и вот однажды"... ). Но современный ребёнок, с детства привыкший к телевидению, приучен к совершенно другому стилю. Ничего не надо представлять, ведь всё показывают. Язык телевидения - это ближний и дальний планы, "наплывы" при съёмке, увеличение деталей, внимание к ним, смена картинок, использование цвета и освещения и т.д., и т. п. - можно сказать, мелькание всевозможных фрагментов. Ничего этого нет при чтении книги, каждый в меру своей фантазии "раскрашивает" текст, в процессе чтения задействованы совершенно другие механизмы мышления — воображение, фантазия. Подросток, который начинает пользоваться интернетом, ещё более интенсифицирует фрагментарность информационного потока - он управляет скоростью этого потока: может к чему-то вернуться, на чём-то задержаться, а что-то пропустить. Такому подростку намного труднее читать Льва Толстого, чем человеку, родившемуся и выросшему в дотелевизионную эпоху, хотя уже и на такого нашего современника наложила свой заметный отпечаток клиповая подача информации. Посмотрите, как сильно изменился даже консервативный театр. Режиссеры пытаются осовременить классические линейные сюжеты, дробя схему, добавляя фрагментарности, чтобы зрителям не было скучно. Бегущая строка в оперном театре, экраны с дополнительными сюжетами — норма жизни любого современного театра. Такая культура, такое культурное пространство называются мозаичными, поскольку пёстрая мозаика - их сущность".
"К концу начальной школы ребёнок должен научиться читать бегло. Если этого не добивается учитель, на помощь должна прийти семья. Что бы ни читал в это время ребёнок – лишь бы читал! Про что ему интересно, на том и нужно тренировать скорость чтения и понимания. Если этого не сделать перед средней школой, то затруднения не замедлят явиться, за ними – трудности, а за теми – проблемы, потому что встреча с классикой для недостаточно подготовленного ученика стрессогенна, ведь это другой стиль, другой, незнакомый, непривычный, почти чужой язык. Ребёнок читает балладу Жуковского и, верьте ему, не понимает её! У добросовестного родителя есть только один выход – очень внимательно читать ту же балладу и комментировать, объяснять текст, но обязательно давать при этом ребенку свободу выражать собственное мнение. Точно так же, когда наступит время вашему отроку читать «Войну и мир», то вам придётся снять с полки четырёхтомник без намёка на иллюстрации, написанный длинными предложениями, и читать великого классика, а потом – говорить на вечные темы (о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о любви и дружбе.) Но самое главное, ради чего весь это сыр-бор затевается, – это слышать мнение своего чада, пусть неожиданное, слишком свежее, слишком современное, слишком радикальное. Но ведь он – читатель, а значит, имеет право судить. Читать по программе – это обязанность, а судить о прочитанном – право".
Комментариев нет:
Отправить комментарий