Учителей русского языка научат понимать классику
Минобрнауки заказало разработку методических пособий и курсов, которые научат школьных преподавателей лучше понимать смысл прочитанных текстов. Ситуация плачевна: оказывается в российских школах не только ученики, но и учителя часто не понимают истинных значений литературных произведений, особенно когда речь идет о текстах предыдущих эпох.
По словам лингвистов, многие преподаватели сегодня не могут объяснить ученикам, что герой Тургенева Базаров на самом деле любил свою мать (это понятно лишь из его предсмертной фразы «Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»), а Пушкин, называя Онегина инвалидом в любви, не имел в виду его физических недостатков (слово «инвалид» тогда имело значение «ветеран»).
Почему преподаватели стали терять квалификацию, в ведомстве не объясняют. Но необходимость ее повышения объясняют демографическими причинами.
— Демографические процессы ведут к увеличению числа мигрантов и вынужденных переселенцев. Культурная и языковая адаптация самих мигрантов и их детей, воспитание у них уважения и любви к русскому языку, российской культуре невозможны без использования техник понимания... Именно это поможет воспитать у учащихся положительное и уважительное отношение к русской словесности, — объясняют в документах специалисты Минобрнауки.
Способность улавливать мысли автора произведения должна возбудить у учителей и учеников интерес к русскому языку. Поэтому овладеть способностью «разгадывать текстовые загадки» предстоит не только учителям литературы и русского языка, но и «преподавателям всех дисциплин, базирующихся на работе с текстом, — историкам, математикам, географам, биологам и другим».
Исполнителям предстоит разработать обучающие методические материалы, в том числе мультимедийные, провести «просветительские мероприятия в области понимания текста», организовать курсы повышения квалификации, научно-методические семинары. В завершении проекта учителей ждет тестирование для «выявления уровней сформированности способов понимания текста». Выполнить эту работу нужно до конца 2015 года, получить за нее можно 10,3 млн рублей.
Суть технологии, которая призвана помочь учителям лучше понимать тексты, сводится к выработке умения находить ключевые слова, в опоре на которые разворачивается все повествование. С этими словами будет вестись пошаговая работа — «от мотивационных загадок текстового смыслообразования до покомпонентной диагностики характера вставки ключевых слов». Ученые-лингвисты иронизируют, что чиновники Минобрнауки намеренно написали документ непонятным языком, доказывая существование проблемы понимания текстов.
Эксперты объясняют проблемы с пониманием текстов изменениями в самой системе образования, которые начались в начале 2000 годов с введением Единого госэкзамена.
— Дети и учителя действительно перестают искать смысл в произведениях. Это происходит потому, что детей перестраивают на новую форму работы. Ребенок приходит в школу и на протяжении всей учебы проходит тесты, — объясняет доцент филологического факультета МГУ Ольга Григорьева. — Их массовое внедрение мешает творчески относиться к тексту, мешает воспитывать вкус, воображение. Детям дают готовые клише. И учителя вынуждены перестраиваться под новую систему. У них отсутствуют время и стимулы. Им становится важно, чтобы ребенок не задумывался над текстом, а лишь давал нужный единственно верный ответ. Причем зачастую эта задача оказывается невыполнимой — ведь правильных ответов в литературе бывает несколько.
Опрошенные «Известиями» специалисты предполагают, что в основе конкурса могла лежать здравая идея, которая превратилась в конкурсной документации в невыполнимое задание.
— Сама идея переподготовки учителей разумна. Они часто не могут найти в произведениях не то что скрытые смыслы, но и главный. Но реальных методов для работы с учителями в этом задании я не вижу: представить, что для этого можно создать специальные технологии, я не могу, — говорит завкафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз.
Григорьева утверждает, что методика понимания смыслов текстов давно выработана и четко сформулирована Набоковым в статье «О хороших читателях и хороших писателях»:
«Для понимания произведения необходимо хорошее воображение, хорошая память, словарь и некоторый художественный вкус. Эти четыре категории, которые учитель должен развивать в ученике и в себе самом. Для этого учителям не требуется проходить курсов повышения квалификации — нужно, чтобы было время на осмысленную работу с текстами и стимулы заниматься этим».
Наибольшие опасения экспертов связаны с тем, что в рамках конкурса планируют «создание демоверсии мультимедийного контента диагностики, направленной на выявление уровней понимания текста». По мнению Григорьевой, эта диагностика может стать «ЕГЭ номер два —теперь для преподавателей».
Решебник по литературе
Минобрнауки заказало разработку методических пособий и курсов, которые научат школьных преподавателей лучше понимать смысл прочитанных текстов. Ситуация плачевна: оказывается в российских школах не только ученики, но и учителя часто не понимают истинных значений литературных произведений, особенно когда речь идет о текстах предыдущих эпох.
По словам лингвистов, многие преподаватели сегодня не могут объяснить ученикам, что герой Тургенева Базаров на самом деле любил свою мать (это понятно лишь из его предсмертной фразы «Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»), а Пушкин, называя Онегина инвалидом в любви, не имел в виду его физических недостатков (слово «инвалид» тогда имело значение «ветеран»).
Почему преподаватели стали терять квалификацию, в ведомстве не объясняют. Но необходимость ее повышения объясняют демографическими причинами.
— Демографические процессы ведут к увеличению числа мигрантов и вынужденных переселенцев. Культурная и языковая адаптация самих мигрантов и их детей, воспитание у них уважения и любви к русскому языку, российской культуре невозможны без использования техник понимания... Именно это поможет воспитать у учащихся положительное и уважительное отношение к русской словесности, — объясняют в документах специалисты Минобрнауки.
Способность улавливать мысли автора произведения должна возбудить у учителей и учеников интерес к русскому языку. Поэтому овладеть способностью «разгадывать текстовые загадки» предстоит не только учителям литературы и русского языка, но и «преподавателям всех дисциплин, базирующихся на работе с текстом, — историкам, математикам, географам, биологам и другим».
Исполнителям предстоит разработать обучающие методические материалы, в том числе мультимедийные, провести «просветительские мероприятия в области понимания текста», организовать курсы повышения квалификации, научно-методические семинары. В завершении проекта учителей ждет тестирование для «выявления уровней сформированности способов понимания текста». Выполнить эту работу нужно до конца 2015 года, получить за нее можно 10,3 млн рублей.
Суть технологии, которая призвана помочь учителям лучше понимать тексты, сводится к выработке умения находить ключевые слова, в опоре на которые разворачивается все повествование. С этими словами будет вестись пошаговая работа — «от мотивационных загадок текстового смыслообразования до покомпонентной диагностики характера вставки ключевых слов». Ученые-лингвисты иронизируют, что чиновники Минобрнауки намеренно написали документ непонятным языком, доказывая существование проблемы понимания текстов.
Эксперты объясняют проблемы с пониманием текстов изменениями в самой системе образования, которые начались в начале 2000 годов с введением Единого госэкзамена.
— Дети и учителя действительно перестают искать смысл в произведениях. Это происходит потому, что детей перестраивают на новую форму работы. Ребенок приходит в школу и на протяжении всей учебы проходит тесты, — объясняет доцент филологического факультета МГУ Ольга Григорьева. — Их массовое внедрение мешает творчески относиться к тексту, мешает воспитывать вкус, воображение. Детям дают готовые клише. И учителя вынуждены перестраиваться под новую систему. У них отсутствуют время и стимулы. Им становится важно, чтобы ребенок не задумывался над текстом, а лишь давал нужный единственно верный ответ. Причем зачастую эта задача оказывается невыполнимой — ведь правильных ответов в литературе бывает несколько.
Опрошенные «Известиями» специалисты предполагают, что в основе конкурса могла лежать здравая идея, которая превратилась в конкурсной документации в невыполнимое задание.
— Сама идея переподготовки учителей разумна. Они часто не могут найти в произведениях не то что скрытые смыслы, но и главный. Но реальных методов для работы с учителями в этом задании я не вижу: представить, что для этого можно создать специальные технологии, я не могу, — говорит завкафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз.
Григорьева утверждает, что методика понимания смыслов текстов давно выработана и четко сформулирована Набоковым в статье «О хороших читателях и хороших писателях»:
«Для понимания произведения необходимо хорошее воображение, хорошая память, словарь и некоторый художественный вкус. Эти четыре категории, которые учитель должен развивать в ученике и в себе самом. Для этого учителям не требуется проходить курсов повышения квалификации — нужно, чтобы было время на осмысленную работу с текстами и стимулы заниматься этим».
Наибольшие опасения экспертов связаны с тем, что в рамках конкурса планируют «создание демоверсии мультимедийного контента диагностики, направленной на выявление уровней понимания текста». По мнению Григорьевой, эта диагностика может стать «ЕГЭ номер два —теперь для преподавателей».
Решебник по литературе
Комментариев нет:
Отправить комментарий