среда, 11 июля 2012 г.

"Ректор МГУ считает опасным распространение так называемых развивающих методик. Большинство методик отказываются от принципа многократного повторения"

Независимая газета
Словесность вместо литературы
На съезде учителей русского языка разбирались, чему и как учить по новым стандартам
2012-07-11 / Елена Герасимова

В Москве прошел первый Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. Традиция проводить съезд была заложена еще до революции, а возобновлена всего лишь два года назад. Необходимость проведения съезда сегодня более чем назрела, потому что приняты стандарты средней общеобразовательной школы, которые существенно меняют технику образования. Две взаимосвязанные, но самостоятельные дисциплины – «Русский язык» и «Литература» – объединены в одну учебную дисциплину. При этом у каждой в соответствии со стандартом свои теоретические, методические и дидактические задачи. Такое объединение, конечно, вызывает многочисленные вопросы.
«В свое время для учителей русской литературы настоящим испытанием стала отмена выпускного экзамена в форме сочинения, который, как правило, служил достаточно сильной мотивацией для школьников, изучающих литературу, – напомнил в основном докладе на съезде ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. – Экзамен отменен, но необходимость глубокого изучения литературы в школе осталась. Конечно, формат ЕГЭ вряд ли полностью соответствует духу и характеру таких предметов, как литература и история. Безусловно, материалы ЕГЭ в течение ряда лет совершенствуются. Можно только приветствовать и изъятие тестовых заданий типа «А» из контрольно-измерительных материалов по литературе, и работу над формулировками заданий для развернутых ответов и сочинений, которые стали значительно менее расплывчатыми и более понятными учащимся (хотя далеко не всегда). Но проблемы остаются».
Кстати, статистика по приему абитуриентов в Московский госуниверситет свидетельствует о том, что самые высокие результаты по ЕГЭ – на филологическом факультете.
Но более подробно докладчик рассмотрел все-таки не проблемы ЕГЭ, а проблемы школьной подготовки по русскому языку. Ректор МГУ считает опасным распространение так называемых развивающих методик. Большинство методик отказываются от принципа многократного повторения. Принцип «Повторение – мать учения» заменяется на опасное – «галопом по Европам». По мнению академика, это острый нож для детской души, тем более в эпоху информационного стресса. Ребенку полезно повторение, а «развивающий учебник» снежным комом наращивает информацию, не давая ни на чем более подробно остановиться и за что-то зацепиться.

Ректор Садовничий предостерег от одностороннего отношения к электронной коммуникации как к чему-то, «портящему русский язык». В Интернете достаточно инструментов, которые учитель-словесник может использовать на благо своего предмета: к примеру, социальные сети любителей книг, форумы переводчиков, народные словари, например, словари сленга или регионализмов. В то же время нельзя приветствовать, по словам Садовничего, сознательное коверкание слов пользователями Сети, с нарушением всех возможных правил орфографии. Хотя, конечно, все понимают, что те, кто пишет «превед», наверняка знают, как правильно пишется это слово. И к чему приведет этот идущий в интернет-коммуникации процесс, пока сказать трудно.
Общая же характеристика переживаемого периода такова. Идет глобализация. Процесс от нас с вами не зависит. «Если мы предпочтем метаться по крепостной стене, подобно плачущей Ярославне, и стенать над «русским языком на грани нервного срыва», – философски заметил ректор МГУ, – то ничего хорошего не получится». Удобнее в этой ситуации оставаться на позиции, что русский язык – это «могучий организм, способный переплавить и аккумулировать все внешние заимствования».
Кроме внешних заимствований серьезная и даже «больная» тема преподавания русского языка – полиэтнический состав учеников в классе. Из-за постоянно растущего потока миграции в крупные города России из стран ближнего зарубежья в одном классе (и даже на одном курсе) учатся дети с кардинально разным уровнем владения русским языком. Для одних учеников – это родной или практически родной язык, для других – иностранный. Как их соединить – задача на ближайшие годы.
Здесь, по мнению академика Садовничего, не работают старые правила обучения. Таких детей нужно научить говорить, понимать по-русски, а не ставить во главу угла заучивание правил орфографии и пунктуации. Традиционный подход к обучению русскому языку как родному в этом случае не подходит. Нужны другая методика, другие учебники – учебники русского языка как неродного для начинающих, основанные на последних достижениях методики и психологии, с использованием опыта преподавания русского языка как иностранного.
«Именно классическая литература в лучших ее образцах участвовала в формировании национальной идеи в той ее форме, которая органично усваивалась сознанием россиян, – напомнил ректор МГУ. – Отражая общенациональные духовные ценности, литература помогает постичь объединяющие всех нас законы общечеловеческих взаимоотношений. А ведь только на этой основе возможно воспитание культурной, религиозной и этнической терпимости, формирование единого общекультурного пространства. Для многонациональной и многоконфессиональной России это проблема не только внешнеполитическая, но и внутренняя – это проблема сохранения целостности государства».
Решать такой набор задач предстоит учителям русского языка и литературы. Выступивший на съезде министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов призвал учителей писать новые программы по предмету уже в свете новых требований к стандарту.
Подробнее:http://www.ng.ru/education/2012-07-11/7_literarura.html

Комментариев нет: