понедельник, 20 августа 2012 г.

Мой читальный зал: приёмы метапредметного обучения на уроках литературы

  Нашла статьи, в которых идёт речь о приёмах метапредметного обучения на уроках литературы. Ссылки на другие работы о метапредметном обучении  можно найти в блоге по ярлыкам: Громыко, метапредметное обучение, Хуторской.
1. Елена Волкова "А вы согласны со Львом Николаевичем? Метапредметный подход к содержанию учебного материала по литературе в 11-м классе". - "Учительская газета", 2012, №19. Эту статью можно прочитать в бумажной газете, на сайте пока доступ для тех, кто подписался на электронную версию.
"Приведу примеры использования различных методических форм и приемов, позволяющих добиться метапредметных результатов (5 приёмов). 3. Практикум на основе междисциплинарного взаимодействия. В 11-м гуманитарном классе ученики заинтересовались художественным переводом текстов английской литературы. Такую задачу невозможно решить без взаимодействия предметов «Литература» и «Английский язык», поэтому совместно с учителем английского языка мы разработали урок «Художественный перевод оригинального текста» (фрагмента трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»). Мы обратились к наиболее известному переводу шекспировской трагедии, выполненному Борисом Пастернаком. Поэт составил замечания к переводам Шекспира. Их мы предложили использовать в ходе самостоятельного перевода:
1)    «…дословная точность и соответствие формы не обеспечивают переводу истинной близости»; «сходство перевода с подлинником достигается живописью и естественностью языка», то есть не нужно стремиться точно, дословно перевести текст, а нужно постараться передать особенность замысла автора, ведь, по словам Б.Пастернака, «каждый переводчик словно проходит путь, который совершил гениальный художник»;
2)    наиболее важная особенность поэтического стиля У.Шекспира - «метафоризм» («стенография большой личности»), а значит, необходимо активно использовать переносное значение слов;
3)    «ритм - первооснова его поэзии», он позволяет выразить настроение, поэтому обратите внимание на строение предложений, порядок слов в предложении.
Кроме того, перед самостоятельным переводом фрагмента мы актуализировали знания учащихся об анализе эпизода, фрагмента художественного произведения (место в произведении, его значение, ключевые образы и языковые средства, которые выражают  идею фрагмента) и рассмотрели особенности эпизода, который был предложен для перевода:
- акт III, сцена 2, сцена в саду - монолог Джульетты, она одна, ждет свидания с Ромео, охвачена любовью;
- значение - выразить чувства влюбленной девушки, настроение ожидания;
- активное использование эпитетов, метафор.
Поскольку текст, предназначенный для перевода, написан на староанглийском языке, то учитель английского языка прокомментировал лексические особенности текста.
Далее учащимся было предложено проделать путь, который в свое время совершил великий художник".
2.Титарова Л. "Метапредметный урок: первые шаги". - Учительская газета, 2011, №24.
"Логика конструирования такого урока представлена в различных современных педагогических теориях. Мне близок взгляд Юрия Громыко, отраженный в книге «Метапредмет. Проблема»... Основная цель моих уроков - показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных и практических областях).
Шаг 1 - постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» близко смыкается с методом образовательных проектов). Вот несколько вариантов проблемных уроков: «Свобода в творчестве А.С.Пушкина». Это тема урока обществознания, где свобода - одна из основных философских категорий. В этом случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом литературы. «Проблема величия Петра Первого». Тема урока истории, на котором большое внимание приходится уделять этимологии и значению термина «величие». Подобные методики используются, как правило, на уроках русского языка.
Итак, метапредмет позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным.
Еще одна способность, которую развивает метапредмет «Проблема», - способность понимания.
Шаг 2 - подборка культурных образцов, то есть текстов, на основании которых будет выстраиваться урок. Условие одно: культурные образцы должны представлять порой совершенно разные точки зрения, противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные. Например, урок «Свобода в творчестве А.С.Пушкина» выстраивается на основе анализа отрывков из произведений «Цыгане» и «Капитанская дочка» (свобода в понимании Алеко и Гринева приобретает разный смысл). Тема «Проблема величия Петра Первого» вполне раскрывается на основе исследований историков Соловьева и Ключевского. Знание, а главное, понимание чужой позиции позволяет формировать свою собственную. Для меня, как и для любого педагога, очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными. Например, Соловьев говорит о том, что Петр, безусловно, прорубил окно в Европу, сделал Россию процветающим государством. Ключевский же заявляет, что Россия стала не более чем обезьяной Европы.
Читать полностью здесь
3.Татьяна Смирнова "Эпистематека - это просто, понятно и увлекательно". - Учительская газета, 2008, 2 сентября.
"Сегодня в лицее сложилась целостная система проектной деятельности, в ходе которой ребята готовят мультимедийную презентацию, самодеятельный мультфильм, гипермедиасочинение или монтажный видеоролик... Особое значение мы придаем работе с текстом. Подбирая необходимый материал, ребята должны написать свой собственный текст, где отражают свое видение, высказывают свое суждение по теме проекта. На первом этапе нет задачи создания связного текста. Первый этап - только наблюдения и попытка их интерпретировать. Когда ученик и учитель-словесник проанализировали эту работу, начинается второй этап - создание сочинения, которое ученик пишет в электронном виде. Первый вариант сочинения подается учителю тоже в электронном виде (текст можно прислать на е-mail учителя, можно принести его на любом носителе: дискете, СD и так далее). После возвращения первого варианта сочинения ученик продолжает работу над ним - исправляет те ошибки и недочеты, на которые обратил внимание учитель. Затем он отсылает второй вариант сочинения. Все повторяется: если у учителя остаются замечания, он опять вносит их в соответствующую графу. Но если и после этого учителю что-то кажется неудачным, а ученик, видимо, не очень понимает, что нужно сделать, то учитель приглашает ученика для индивидуальной работы. И здесь уже вместе с учителем ученик исправляет то, что требует исправления. Причем учитель может подсказать нужный оборот речи, показать, как можно усилить эмоциональную сторону сочинения, предложить, может быть, свой вариант фрагмента сочинения. Да, такая работа требует большего времени, но только при такой работе ученик может понять, как нужно писать сочинения. Учитель читает сочинение и делает свои замечания по ходу работы, все варианты сохраняются в личной электронной папке ученика. После того как написан и отшлифован текст сочинения, начинается следующий этап работы - иллюстрирование. Ученики должны подобрать рисунки, картины, иллюстрации к своему сочинению. Причем это должен быть калейдоскоп образов, эти образы должны соответствовать тому тексту, который звучит в данный момент. К тому же в работу обязательно должны быть введены фрагменты из кинофильмов, документальных фильмов, собственная видеосъемка и так далее. Ребята ищут иллюстрации и в Интернете, и в книгах, и в альбомах по искусству, некоторые рисуют сами. Таким образом, появляется технический сценарий.
Одна из идей, которую мы решили реализовать, - создание мультимедийного пособия по обучению анализу стихотворения и написанию сочинения - анализа стихотворного текста. Сразу предполагалось, что пособие будет состоять из 2 частей. Одна из частей - примерный план анализа стихотворения. Эту часть создали учителя лицея. Вторая часть - это практические работы учащихся 9-х классов, их сочинения - анализы стихотворений. Многие из детских работ представляют собой определенную дидактическую ценность и могут использоваться как наглядный материал на уроках".
Читать полностью здесь
4. Глазунова О.И. "Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы с проблемами".
"Зачем нужно учить ребёнка работать с проблемами? Почему не ограничить образовательный процесс целями передачи знаний и развитием у учаще­гося умения решать задачи? Это нужно делать потому, что проблемные зоны, где нет однозначного знания и не удается сформулировать решаемую задачу, находятся на самом пике развития любой профессиональной области или куль­туры в целом. Там, где такая ситуация возникает, требуются особые способы мьследеятельностной работы, называемые нами «проблематизация»... В школе мыследеятельностной педагогики разработано содержание образования, позволяющее передавать детям способы работы с социокультурными проблемами и, тем самым, формировать у них проблемное мышление. Данное содержание представлено в виде разнопредметных курсов, рассчитанных на пре­подавание в старшей школе (8-11 кл.). Сегодня разработаны следующие курсы:
  • Введение в метапредмет «Проблема». Метод сократического диалога (на материале философии) для 8 класса.
  • Проблема свободы в творчестве А.С. Пушкина (на материале литературы) для 9 класса.
  • Проблема любви в творчестве Ф.М. Достоевского (на материале литерату­ры) для 10 класса.
  • Проблемное содержание образа Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» (на материале литературы) для 10 класса.
  • Проблема перепрофилирования Люберецких полей фильтрации (на мате­риале экологии) для 10 класса.
  • Проблема русской революции (на материале истории и обществознания) для 11 класса.
Мыслительная структура проблемы встречается в любой предметной об­ласти — будь то литература или математика. Поэтому курсы, построенные на принципах данного метапредмета, могут конструироваться на материале любого школьного учебного предмета. Список таких курсов открыт. Мы с удовольствием проконсультируем любого желающего построить курс по принципам метапредмета «Проблема». Логика такого конструирования подробно описана в книге Ю.В. Громыко.3"
Читать полностью здесь

Комментариев нет: