суббота, 22 сентября 2012 г.

Кирилл Разлогов "Мировое кино. История искусства экрана"

Источник
Кирилл Разлогов.
Мировое кино. История искусства экрана.
М.: Эксмо, 2011. - 688 с.

Написать популярную всеобщую историю кино - вроде бы совершенно неподъемная задача. Количество фильмов, снятых за сто с лишним лет существования кинематографа, исчисляется, веротяно. сотнями тысяч - и большую их часть никто никогда не увидит. В лучшем случае останется несколько строк в каталогах да случайные кадры. Известный киновед Кирилл Разлогов рискнул - и результат впечатляет. Полулучилась не рваная энциклопедия в духе "понемногу о многом", а стройное повествование об эстетике кино.
Первопроходцы:


Сергей Эйзенштейн

Дэвид Гриффит
В предисловии Разлогов говорит, что книга отчасти выросла из задуманной им еще в юности трилогии "Историческая поэтика кино". Это не фактография, справиться с которой сегодня способен разве что Интернет, но субъективный взгляд свидетеля и участника кинопроцесса, и многие страницы книги, отмечает Разлогов, являют собой скорее пристрастное мнение мемуариста, нежели отвлеченный взгляд историка.
Последний, впрочем, в полной мере присутствует - в подходе к материалу. История кино представлена в книге как единое целое, включающее эстетические, технические и экономические составляющие. А также философский аспект киноискусства, о котором часто забывают - оттого-то и начинает он свой рассказ с Платона. Но если о Платоновой пещере мы еще кое-что слышали, то вряд ли многим изветно, что "крупнейшим теоретиком, оказавшим значительное влияние на формирование представлений об экранной форме коммуникации, был Афанасий Кирхер - иезуит, ученый, автор трактата "Великое искусство света и тени"". И написал он его еще до изобретения братьев Люмьер.
В числе сюжетов, которые занимают Разлогова - формирование языка кино, история основных киножанров, различные "волны" в мировом кинематографе, феномен блокбастеров, роль кинофестивалей. Меньше внимания уделено актерам - все-таки для Разлогова главная фигура в кино - это режиссер.
Как ни странно, повествование очень компактно - словно сценарий авторского фильма об истории кино. Многочисленные иллюстрации усиливают это впечатление. Вот кадры хроники, вот - наплывом - новые эпохи - звук, цвет, новые жанры. Стоп-кадр - этапный фильм или режиссер. Между ними - рассуждения о предметах самых разных, от вопросов авторского права до развития интернет-сообществ, личные воспоминания...
Книга о том, как в XX веке люди учились видеть с помощью кинокамеры, а киноглаз учился видеть XX век.
Несколько страниц из книги можно прочесть на сайте премии "Просветитель" - они дают верное представление о стиле изложения и авторском подходе к теме.
Пристрастность автора не всем пришлась по вкусу - книга вызвала неоднозначные суждения: вот аргументированный и резко критический взгляд.

Комментариев нет: