суббота, 8 сентября 2012 г.

Мой читальный зал: подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка

В журнале "Интернет и образование" обнаружила много полезных материалов для учителя в плане подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 
1.Адамова Галина НиколаевнаТехнологическая карта урока. Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орёл и воробьи» (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ), 10 класс. - Интернет и образование, 2012, №106.
"Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: Текст притчи О.Н.Безымянной «Орёл и воробьи». Технология: элементы технологии критического мышления. Формы: работа в группах, индивидуальная работа. Педагогические цели: отработка навыков самостоятельного анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Содержание этапов урока: Организация постановки целей и актуализация знаний. Сообщение знаний учителем  и усвоение их уч-ся. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.
Методы и формы деятельности:
1. Элементы технологии критического мышления (групповая работа).
2. Групповая и индивидуальная форма познавательной деятельности.
3. Организация частично – поисковой работы по теме.
4. Рефлексивный анализ.
5. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо.
6. Эвристическая беседа".
Читать полностью здесь
2.Малькова Марина ЮрьевнаУрок русского языка в 11 классе с использованием Единой коллекции ЦОР на тему: «Виды речевых и грамматических ошибок». - Интернет и образование, 2012, №106.
"Цели:1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:1.Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов - при построении предложений.
2.Уметь исправлять нарушения синтаксических норм.
3.Владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1.Карточки с индивидуальными заданиями;
2.Материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
3.Интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОР» в Интернете – http://school-collection.edu.ru).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
-Ученики зачитывают свои сочинения, которые они составили дома.
-Слушающие находят фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
-Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся.
2. Знакомство с новым материалом".
3.Адамова Галина Николаевна. Морфемика. Словообразование. Урок по подготовке к ЕГЭ, 11 класс.Интернет и образование, 2012, №105.
"10. Прочитайте текст, выполните задание.
1. Порой слышишь рассказы, как змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека. 2. Большинство таких рассказов беспочвенны. 3. Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. 4. Если же ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой (заметь, она тебя не трогала_ или ворошить той же палкой муравейник, гнездо, пчел, неудивительно, что они нападут на тебя. 5. Это – мера самозащиты. 6. Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.
(М. Канн)
Укажите предложение, в котором отражена основная мысль. Определите тип и стиль речи. Найдите в 1 предложении слово, образованное бессуффиксным способом. Найдите в 5 предложении слово, образованное способом сложения. Определите способ образования слов: беспочвенны, большинство, неудивительно, кто-нибудь. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднятую в данном тексте, используя речевые шаблоны: проблема актуальна, актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что; автор иллюстрирует (ссылается на); автор опирается (исходит из, приводит пример, обосновывает); в итоге делается вывод. 
Упражнение. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения:а) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих.
б) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
в) Это был беспрецендентный случай.
г) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате".
Читать полностью здесь
4.Машкарина Ольга ВадимовнаПодготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку: работа над заданиями, проверяющими уровень овладения синтаксическими нормами. - Интернет и образование, 2010, №84.
"Помните! Нельзя ставить определяемое слово внутри причастного оборота (лежащая книга на столе). Кроме того, причастия имеют только прошедшее и настоящее время. Будущего времени у них нет, поэтому нельзя образовать причастия от глаголов совершенного вида. В этом случае причастный оборот заменяют придаточным определительным предложением.
Рассмотрим некоторые примеры.
Укажите предложение, в котором есть грамматическая ошибка.
Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие  ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в единственном числе и дательном падеже. Верной будет фраза:  одному из героев, ищущему смысл жизни.2. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным, следовательно, верным будет вариант: Благодаря искусству Микеланджело …
3. В предложении  Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога нарушены нормы управления. У двух глаголов хотел выкинуть и  познать имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. Это пример  речевой недостаточности. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.
4. Предложение Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после 23часов содержит ошибку в управлении. Этот вид связи предполагает правильный выборпадежной формы  (с предлогом или без него). Правильно сказать: указал на то, …что. То есть при этом глаголе употребляется винительный падеж существительного с предлогом на. Вот ещё один аналогичный пример:
5. Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. К первому управляющему слову обратился добавим зависимое существительное к специалисту …, а ко второму получил – местоимение с предлогом у него: Я обратился к специалисту по реставрации картин  и получил у него консультацию.
6. Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию.
В литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить что    … ( проезд, покупку ) и предложная уплатить за … . Следовательно, верным будет вариант:  Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию".
  Читать полностью здесь 

Комментариев нет: