Источник
Александра Фомина, http://asarasin.ru
ГИА - государственная итоговая аттестация - вызывает не меньше вопросов, чем ЕГЭ. Педагог, мама и репетитор Александра Фомина разбирает демонстрационный вариант ГИА-2013 по русскому языку.
Мой младший сын в в этом учебном году будет сдавать ГИА (государственная итоговая аттестация) по русскому языку. Мне захотелось разобраться, что это за экзамен. Заглянув на сайт ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), посмотрев демонстрационный вариант экзамена 2013 и почитав различные методические рекомендации, я поняла следующее - экзамен очень трудный.
Простые части А и Б
Состоит экзамен из трёх частей. Первая часть – это тесты, ответы на конкретные вопросы, предназначенные, прежде всего, для проверки грамотности. Большая часть вопросов касается орфографии, фонетики, правописания гласных и согласных, приставок и суффиксов, в основном, двух или одной букв «н» в прилагательных, причастиях и наречиях. Это группа вопросов части А. Если рассматривать экзамен в целом, то это самая простая его часть. Но если русский язык даётся ребёнку нелегко, то и эта часть будет представлять для него определённую сложность.
Дальше идут вопросы группы В. Это синтаксис (строение предложений) и пунктуация (знаки препинания). Например, нужно выделить основу предложения, найти обособленные части. Нужно уметь различать простые и сложные предложения, знать виды сложных предложений. Насколько я представляю себе реальное положение дел с русским языком в школах, вышеуказанным заданиям, в основном, всех учат, и в программе это есть. Тем более, что натаскивание на тесты – это и есть основная современная подготовка к экзаменам. Учителя именно этим и занимаются. Критерии оценки частей А и В понятны: правильный или неправильный ответ.
Изложение: что записывать, как сокращать
Теперь о самом проблемном. Это два задания группы С: изложение и сочинение. На мой взгляд, изложение - не такое простое задание, каким оно кажется на первый взгляд. Дело в том, что текст для изложения будет читаться детям два раза с небольшой паузой. Будет хорошо, если читать его будет учитель. Текст в записи звучит гораздо быстрее и воспринимается труднее.
Дальше от детей требуют следующее:
- во-первых, они должны определить тему этого текста;
- во-вторых, нужно выделить так называемые микротемы, т.е. структурно разбить текст на части;
- в-третьих, выделить основную мысль текста.
Кроме того, дети должны запомнить какие-то ключевые слова из текста. Без них изложение будет считаться неполным. В методических указаниях детям рекомендуют вести краткие записи во время обоих прослушиваний текста.
Раньше это считалось неправильным. В советской школе, когда по-настоящему учили писать изложение и сочинение, детям не разрешали делать никаких записей во время первого прослушивания текста. Это делалось для того, чтобы ребёнок мог ухватить все главные идеи и прочувствовать содержание в целом. Ведь если ребёнок сразу будет делать заметки, он что-то обязательно пропустит. Потом текст читали ещё два раза. И вот во время второго и третьего прослушиваний дети могли делать записи. Таким образом, текст для изложения всегда читали по три раза. Почему сейчас это делают два раза, усложняя детям задачу, мне непонятно.
Могу лишь предположить, что, как обычно, копируют иностранные языковые экзамены, где тексты для аудирования читаются два раза. А может, дети все стали гораздо более развиты и образованы по сравнению с советским периодом.
Я посоветовала своему ребёнку попробовать не делать записей во время первого прослушивания, а начать это делать во время краткого перерыва и второго чтения. А первый раз сосредоточиться на восприятии текста в целом.
При оценке работы учитывается последовательность изложения. Но если дети сразу делают записи во время прослушивания, они могут упустить какую-нибудь микротему или перепутать порядок событий, что скажется на итоговой отметке.
Ещё одна проблема: определённый объём изложения в зависимости от исходного текста. Дети должны уметь сжимать текст до определённого размера. Ведь само изложение в ГИА называется сжатым изложением. Этому нужно специально учить.
Но дети не понимают, о чём идёт речь, когда их спрашиваешь, учили ли их сжимать текст. Подготовка к написанию изложения сводится просто к многократному написанию текстов. Но во многих школах и этого не делают. Ну да ладно. Изложение дети как-нибудь напишут.
Сочинение: сомнительные цитаты
Теперь о сочинении. Детям даётся большой текст, который они читают сами. Текст - с сюжетом. Ещё в прошлом году дети могли выбрать из двух вариантов задания, что им делать. Одно задание – это сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, а другое – как бы классическое сочинение на морально-этические темы (на основании фразы или абзаца из предложенного текста).
В советской школе мы только и делали, что писали сочинения на морально-этические темы.
Учили этому на литературе. Натаскать к этому невозможно: здесь нужна ответственная и творческая работа учителя и развитые умные дети, хорошо владеющие русским языком.
В этом году такое сочинение отменили. Почему? Предположу, что многие дети не справлялись с этим заданием, сейчас в большинстве школ этому не учат, хотя, в принципе, должны бы. Дать какой-либо шаблон для написания сочинения, думаю, невозможно.
Но осталось тоже очень трудное задание. Даётся какая-нибудь отдельная цитата на тему русского языка, его богатства и значения. Надо доказать справедливость этой цитаты на основании аргументов из предложенного текста. Замечу, что сама цитата берётся не из этого текста.
На экзамене 2012 была цитата лингвиста Георгия Степанова, которая повергла меня просто в шок:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Я просидела минут десять, пытаясь как-то осмыслить эту цитату. Потом размышляла, согласна ли я с ней. Определённого ответа на этот вопрос у меня так и не было. Ещё через некоторое время мне с трудом удалось найти один пример в тексте, как бы доказывающий первую часть цитаты.
Эта цитата всем была известна заранее, и детям давали шаблон для написания сочинения. В этом году все цитаты будут разные, но опять на ту же тему: «богатый и могучий русский язык». Поэтому детям, наверное, можно будет дать тот же самый шаблон для написания.
Интересно, что в задании предлагается выбрать стиль для написания работы: научный или публицистический, хотя большинство детей не знает, что это такое. В учебной программе я этого не нашла.
По сути эта работа представляет собой лингвистический анализ текста: дети должны понимать и свободно оперировать такими понятиями, как разговорная лексика, неологизмы, научный стиль, разговорный стиль, просторечные слова, слова возвышенного стиля, публицистическая и научная речь, нейтральные слова. Нужно знать различные художественные приёмы, такие как олицетворение, эпитеты, синонимы, сравнительные обороты, фразеологические обороты, антонимы, метафоры, гиперболы, ирония.
Если ребёнок всё это хорошо знает, понимает, умеет находить в тексте и употреблять, то - да, он сможет хорошо написать такую работу. В программе советской школы всё это было. В разных классах, в разном количестве, но было. Многим вещам учили на литературе.
Сейчас, поговорив с детьми, я поняла, что они что-то слышали только про сравнительный оборот, эпитет и фразеологический оборот. Некоторые даже могут найти их в тексте. Про фразеологизмы они слышали, когда проходили тему пунктуации, потому что там не ставят запятые. Например, «бежать сломя голову» или «работать спустя рукава». Начинать обучать этим понятиям следует с пятого класса.
Критерии оценки этого сочинения-рассуждения сложные. При оценке учитывается умение доказать тезис, ошибки в понимании, а также ещё много чего. Например, рассуждения нужны на хорошем теоретическом уровне: нужно использовать лингвистические термины, которые я приводила выше. Рассуждения на бытовом уровне, без использования терминов, оцениваются гораздо ниже. Но как дети будут их правильно использовать термины, если они не знают, что это такое?
Резюме
В целом, у меня сложилось такое впечатление о ГИА по русскому языку 2013: экзамен сложный. Натаскать детей можно только на части А и В. Для хорошего написания части С нужна нормальная длительная подготовка по русскому языку, в течение нескольких лет.
В советской школе всё это было. Есть ли в современной? Я сомневаюсь. В конце сентября во всех московских школах провели первый пробный ГИА по русскому языку. Многие дети написали его хуже, чем рассчитывали. Это произошло потому, что на экзамене были задания на тему «Сложные предложения», а дети еще не проходили этого. Например, нужно было найти предложение союзное и бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью. Некоторые дети просто не поняли, что от них хотят, они про такое ни разу не слышали. Я полистала учебник и поняла, что эту тему начнут изучать примерно в марте.
Справедливости ради замечу, что в некоторых школах учителя рассказали детям про эту ситуацию с неизученной темой и скорректировали отметки.
Почему такие задания были на первом экзамене? Почему эту ситуацию не объяснили детям повсеместно? Почему не корректировали оценки у всех детей, создавая у них ощущение своих плохих знаний? Мне всё это непонятно. Поэтому мой ребёнок занимается русским языком дополнительно уже третий год.
Александра Фомина, http://asarasin.ru
ГИА - государственная итоговая аттестация - вызывает не меньше вопросов, чем ЕГЭ. Педагог, мама и репетитор Александра Фомина разбирает демонстрационный вариант ГИА-2013 по русскому языку.
Мой младший сын в в этом учебном году будет сдавать ГИА (государственная итоговая аттестация) по русскому языку. Мне захотелось разобраться, что это за экзамен. Заглянув на сайт ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), посмотрев демонстрационный вариант экзамена 2013 и почитав различные методические рекомендации, я поняла следующее - экзамен очень трудный.
Простые части А и Б
Состоит экзамен из трёх частей. Первая часть – это тесты, ответы на конкретные вопросы, предназначенные, прежде всего, для проверки грамотности. Большая часть вопросов касается орфографии, фонетики, правописания гласных и согласных, приставок и суффиксов, в основном, двух или одной букв «н» в прилагательных, причастиях и наречиях. Это группа вопросов части А. Если рассматривать экзамен в целом, то это самая простая его часть. Но если русский язык даётся ребёнку нелегко, то и эта часть будет представлять для него определённую сложность.
Дальше идут вопросы группы В. Это синтаксис (строение предложений) и пунктуация (знаки препинания). Например, нужно выделить основу предложения, найти обособленные части. Нужно уметь различать простые и сложные предложения, знать виды сложных предложений. Насколько я представляю себе реальное положение дел с русским языком в школах, вышеуказанным заданиям, в основном, всех учат, и в программе это есть. Тем более, что натаскивание на тесты – это и есть основная современная подготовка к экзаменам. Учителя именно этим и занимаются. Критерии оценки частей А и В понятны: правильный или неправильный ответ.
Изложение: что записывать, как сокращать
Теперь о самом проблемном. Это два задания группы С: изложение и сочинение. На мой взгляд, изложение - не такое простое задание, каким оно кажется на первый взгляд. Дело в том, что текст для изложения будет читаться детям два раза с небольшой паузой. Будет хорошо, если читать его будет учитель. Текст в записи звучит гораздо быстрее и воспринимается труднее.
Дальше от детей требуют следующее:
- во-первых, они должны определить тему этого текста;
- во-вторых, нужно выделить так называемые микротемы, т.е. структурно разбить текст на части;
- в-третьих, выделить основную мысль текста.
Кроме того, дети должны запомнить какие-то ключевые слова из текста. Без них изложение будет считаться неполным. В методических указаниях детям рекомендуют вести краткие записи во время обоих прослушиваний текста.
Раньше это считалось неправильным. В советской школе, когда по-настоящему учили писать изложение и сочинение, детям не разрешали делать никаких записей во время первого прослушивания текста. Это делалось для того, чтобы ребёнок мог ухватить все главные идеи и прочувствовать содержание в целом. Ведь если ребёнок сразу будет делать заметки, он что-то обязательно пропустит. Потом текст читали ещё два раза. И вот во время второго и третьего прослушиваний дети могли делать записи. Таким образом, текст для изложения всегда читали по три раза. Почему сейчас это делают два раза, усложняя детям задачу, мне непонятно.
Могу лишь предположить, что, как обычно, копируют иностранные языковые экзамены, где тексты для аудирования читаются два раза. А может, дети все стали гораздо более развиты и образованы по сравнению с советским периодом.
Я посоветовала своему ребёнку попробовать не делать записей во время первого прослушивания, а начать это делать во время краткого перерыва и второго чтения. А первый раз сосредоточиться на восприятии текста в целом.
При оценке работы учитывается последовательность изложения. Но если дети сразу делают записи во время прослушивания, они могут упустить какую-нибудь микротему или перепутать порядок событий, что скажется на итоговой отметке.
Ещё одна проблема: определённый объём изложения в зависимости от исходного текста. Дети должны уметь сжимать текст до определённого размера. Ведь само изложение в ГИА называется сжатым изложением. Этому нужно специально учить.
Но дети не понимают, о чём идёт речь, когда их спрашиваешь, учили ли их сжимать текст. Подготовка к написанию изложения сводится просто к многократному написанию текстов. Но во многих школах и этого не делают. Ну да ладно. Изложение дети как-нибудь напишут.
Сочинение: сомнительные цитаты
Теперь о сочинении. Детям даётся большой текст, который они читают сами. Текст - с сюжетом. Ещё в прошлом году дети могли выбрать из двух вариантов задания, что им делать. Одно задание – это сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, а другое – как бы классическое сочинение на морально-этические темы (на основании фразы или абзаца из предложенного текста).
В советской школе мы только и делали, что писали сочинения на морально-этические темы.
Учили этому на литературе. Натаскать к этому невозможно: здесь нужна ответственная и творческая работа учителя и развитые умные дети, хорошо владеющие русским языком.
В этом году такое сочинение отменили. Почему? Предположу, что многие дети не справлялись с этим заданием, сейчас в большинстве школ этому не учат, хотя, в принципе, должны бы. Дать какой-либо шаблон для написания сочинения, думаю, невозможно.
Но осталось тоже очень трудное задание. Даётся какая-нибудь отдельная цитата на тему русского языка, его богатства и значения. Надо доказать справедливость этой цитаты на основании аргументов из предложенного текста. Замечу, что сама цитата берётся не из этого текста.
На экзамене 2012 была цитата лингвиста Георгия Степанова, которая повергла меня просто в шок:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Я просидела минут десять, пытаясь как-то осмыслить эту цитату. Потом размышляла, согласна ли я с ней. Определённого ответа на этот вопрос у меня так и не было. Ещё через некоторое время мне с трудом удалось найти один пример в тексте, как бы доказывающий первую часть цитаты.
Эта цитата всем была известна заранее, и детям давали шаблон для написания сочинения. В этом году все цитаты будут разные, но опять на ту же тему: «богатый и могучий русский язык». Поэтому детям, наверное, можно будет дать тот же самый шаблон для написания.
Интересно, что в задании предлагается выбрать стиль для написания работы: научный или публицистический, хотя большинство детей не знает, что это такое. В учебной программе я этого не нашла.
По сути эта работа представляет собой лингвистический анализ текста: дети должны понимать и свободно оперировать такими понятиями, как разговорная лексика, неологизмы, научный стиль, разговорный стиль, просторечные слова, слова возвышенного стиля, публицистическая и научная речь, нейтральные слова. Нужно знать различные художественные приёмы, такие как олицетворение, эпитеты, синонимы, сравнительные обороты, фразеологические обороты, антонимы, метафоры, гиперболы, ирония.
Если ребёнок всё это хорошо знает, понимает, умеет находить в тексте и употреблять, то - да, он сможет хорошо написать такую работу. В программе советской школы всё это было. В разных классах, в разном количестве, но было. Многим вещам учили на литературе.
Сейчас, поговорив с детьми, я поняла, что они что-то слышали только про сравнительный оборот, эпитет и фразеологический оборот. Некоторые даже могут найти их в тексте. Про фразеологизмы они слышали, когда проходили тему пунктуации, потому что там не ставят запятые. Например, «бежать сломя голову» или «работать спустя рукава». Начинать обучать этим понятиям следует с пятого класса.
Критерии оценки этого сочинения-рассуждения сложные. При оценке учитывается умение доказать тезис, ошибки в понимании, а также ещё много чего. Например, рассуждения нужны на хорошем теоретическом уровне: нужно использовать лингвистические термины, которые я приводила выше. Рассуждения на бытовом уровне, без использования терминов, оцениваются гораздо ниже. Но как дети будут их правильно использовать термины, если они не знают, что это такое?
Резюме
В целом, у меня сложилось такое впечатление о ГИА по русскому языку 2013: экзамен сложный. Натаскать детей можно только на части А и В. Для хорошего написания части С нужна нормальная длительная подготовка по русскому языку, в течение нескольких лет.
В советской школе всё это было. Есть ли в современной? Я сомневаюсь. В конце сентября во всех московских школах провели первый пробный ГИА по русскому языку. Многие дети написали его хуже, чем рассчитывали. Это произошло потому, что на экзамене были задания на тему «Сложные предложения», а дети еще не проходили этого. Например, нужно было найти предложение союзное и бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью. Некоторые дети просто не поняли, что от них хотят, они про такое ни разу не слышали. Я полистала учебник и поняла, что эту тему начнут изучать примерно в марте.
Справедливости ради замечу, что в некоторых школах учителя рассказали детям про эту ситуацию с неизученной темой и скорректировали отметки.
Почему такие задания были на первом экзамене? Почему эту ситуацию не объяснили детям повсеместно? Почему не корректировали оценки у всех детей, создавая у них ощущение своих плохих знаний? Мне всё это непонятно. Поэтому мой ребёнок занимается русским языком дополнительно уже третий год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий