воскресенье, 21 октября 2012 г.

Энтони Троллоп

Источник
Спасибо автору!
Энтони Троллоп. Даже культурные люди с гуманитарным образованием не всегда знают об этом замечательном английском писателе. В российских книжных магазинах при упоминании его имени продавцы скорее всего сделают большие глаза. И это неудивительно. В России из крупного наследия Троллопа (а он является автором почти что пятидесяти романов!) были переведены только «Барчестерские башни» (перевод И. Гуровой, переиздание 2010 года). Энтони Троллоп и Элизабет Гаскелл – два автора, незаслуженно обойденные вниманием отечественных переводчиков. Меж тем, это два автора, о которых следует знать. Два автора, без которых невозможно представить себе развитие английского реалистического романа XIX века. В конце концов, два моих любимых автора. Сегодня я хотела бы рассказать вам о Троллопе – писателе, чье имя литературные критики заслуженно ставят в один ряд с именами Диккенса, Теккерея и Джордж Элиот.

The Private View at the Royal Academy, by William Powell Frith, 1881
Троллоп - четвертый слева.
Его биография не настолько интересна и захватывающа, как биография Фрэнсис Берни, о которой я писала в предыдущий раз. И все-таки с ней следует ознакомиться, потому что, на мой взгляд, она очень хорошо отражает викторианские нравы. Жизнь Троллопа – это типичная жизнь нетипичного викторианца.
Энтони Троллоп родился в 1815 году на Кеппел-стрит, в Лондоне, в семье адвоката.

Он был младшим из трех сыновей, и, возможно именно поэтому, самым забытым, самым заброшенным ребенком. В то время как старший, Том, был любимцем матери, а средний, Генри, - отца, Энтони всегда был предоставлен самому себе. О нем меньше всего заботились, на него возлагали меньше всего надежд, его связь с семьей была не самой крепкой, хотя он и нуждался в ней. Нуждался в любви, понимании и заботе, как и любой мальчик. Однако всего этого он недополучил. Особенно ярко это проявилось в школьные годы Троллопа, когда он вместе с братьями учился в Харроу, где его били и дразнили за старую дырявую одежду. Дело было в том, что Троллопы гордились своим знатным происхождением, но их финансовое положение оставляло желать лучшего. Меж тем Томас Троллоп, отец семейства, был уверен в необходимости дать детям самое лучшее образование. В результате они оказались в самом невыгодном положении, посещая престижную школу днем и становясь объектом для насмешек. Школу, где учился цвет аристократии и самые богатые представители королевства! Их отец совмещал службу в Лондоне с фермерством – попыткой хотя бы слегка поправить материальное положение семьи. До школы от дома можно было дойти пешком. Day boys, каковыми являлись Троллопы, учились бесплатно. Застенчивый и угловатый Троллоп, согласно свидетельствам современников, вызывал негативное отношение именно своей внешностью и манерами. В отличие от старшего брата, он не мог легко завоевывать симпатии окружающих.

Harrow School Room from 'History of Harrow School'
В 1825 году Троллоп поступает в школу в Винчестере, где «надсмотрщиком» над ним был назначен его старший брат, Том, который понимал свои обязанности достаточно своеобразно: он регулярно бил Энтони палкой.


Winchester College
В 1827 миссис Троллоп вместе с Генри уезжает в Америку, где пытается организовать торговлю. Мистер Троллоп и Том вскоре последовали за ними и отсутствовали в течение трех лет. Все это время Энтони был предоставлен сам себе. Он продолжал учиться, но не было никого, кто мог бы присмотреть за ним, помочь ему, даже накормить его. Известно, что одни свои каникулы он провел в комнатах своего отца в Линкольнс-Инн, читая пьесы Шекспира. Картина, достойная Диккенса, не так ли?
Через три года семья вернулась в Англию без денег. Им пришлось оставить ферму и переехать в меньший дом неподалеку от Харроу, пустой, холодный, где было очень мало мебели и не было постельного белья. В это время особенно ярко проявляется психическая болезнь мистера Троллопа: приступы паранойи, усугублявшейся ненормированным приемом каломели, перемежались с периодами мрачного погружения в себя, схожего с трансом.
Казалось бы, хуже уже не может быть! Но отец семейства умудрился наделать долгов, потерять последние связи в Лондоне, и, более того – он отправил Энтони обратно в Харроу с целью сэкономить на нем. Если бы не этот поступок, Троллоп мог бы поступить в New College, а затем стать священником. Однако его брат Том перед этим провалился в конкурсе, а его отец не мог поверить, чтобы Энтони был лучше Тома! В любом случае, Троллоп снова оказался в Харроу, снова претерпевал все возможные унижения. О себе он писал: «Я был крупным, странным и уродливым и, без сомнения, представал в наиболее отвратительном свете. Разумеется, я был плохо одет и грязен». Именно тогда, проделывая путь от дома до школы и обратно, он начинает выдумывать разнообразные истории, однако ему не приходит в голову записывать их.

The Tea Pot Row at Harrow or the Battle of Hog Lane, 1825
Меж тем миссис Троллоп вернулась в Англию далеко не сразу после финансового краха, который она претерпела в Америке. Она успела попутешествовать перед возвращением, а затем написала книгу под названием Domestic Manners of the Americans, которая поправила материальное положение семьи.

Mrs Frances Trollope, 1832 by Auguste Hervieu
Троллопы переехали в дом получше, расположенный ближе к Харроу. Он был достаточно комфортабельным. И все-таки она заработала всего лишь девять тысяч фунтов в год публикации, и тогда ее дальнейшее писательство (она опубликовала пару романов и еще одну travel book) не принесло существенных доходов. На всю семью приходилось где-то две с половиной тысячи фунтов в год. Внезапно обострившаяся ситуация с кредиторами и резко ухудшившееся здоровье мистера Троллопа, который окончательно выжил из ума и занимался отныне, не много не мало, написанием энциклопедии церковных терминов, дали ей понять, что вскоре ее муж окажется в Маршалси. Семья переехала в Брюгге.
Три члена семьи находились при смерти: Генри, мистер Троллоп и их дочь – Эмили. Первый постоянно кричал на мать. Второй то пребывал в шизоидном ступоре, то впадал в приступы ярости. По ночам, утихомирив их, миссис Троллоп пыталась писать, потому что понимала, что в противном случае ей будет нечем заплатить за еду. Лишь Эмили была покладистой и доброй девочкой. Энтони очень любил ее. Том уехал в Лондон, чтобы стать частным учителем. Энтони был предложен пост офицера в Австрийской армии. Он не знал ни немецкого, ни французского. Ему был дан год на то, чтобы выучить языки. Его мать не придумала ничего лучше, как сделать его преподавателем латыни и греческого для англичан в одной из Брюссельских школ. Однако в итоге Троллоп все-таки получил другую работу: он был принят на должность клерка в Главном Почтовом Управлении в Лондоне. В 1834 году, когда его брат а затем, через два месяца, и отец, умерли – Том был приглашен на похороны в Брюссель, а Энтони – нет. Девятнадцатилетний, одинокий и всеми забытый, Троллоп оставался один в Лондоне и был предоставлен самому себе.
Но о его дальнейшей судьбе я расскажу в следующем посте.
При подготовке текста использованы материалы сайтов:
http://www.trollopesociety.org/
http://en.wikipedia.org/wiki/Anthony_Trollope
а также книги C. P. Snow, Trollope: His Life and Art, 1975.
Pictures from:
http://www.lookandlearn.com/history-images/XB110595/Harrow-School-Room-from-History-of-Harrow-School
http://ajaneaustengazetteer.com/hampshire/winchester/winchester-college/
http://b-womeninamericanhistory19.blogspot.com/2011/05/1831-americas-grim-determined-women.html
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Frith_A_Private_View.jpg

Комментариев нет: