воскресенье, 7 октября 2012 г.

Мой научный читальный зал: этапы работы над сочинением-рассуждением, анализ поэтического текста на уроках литературы

   Рекомендую своим коллегам работы Анны Викторовны Беловой (Череповецкий государственный университет) по методике преподавания литературы.
1.А.В. Белова. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор").
"Статья отвечает на вопрос: "Как написать школьное сочинение-рассуждение, следуя правилам риторики?"
Риторика предлагает систему специальных законов и правил организации речи - риторический канон. Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Последние два более необходимы при подготовке устного высказывания, а первые три, как представляется, обязательны и для устного, и для письменного речевого произведения. Рассмотрим их как этапы подготовки к сочинению-рассуждению на литературную тему.
I этап. Изобретение содержания речи.
Внутри данного этапа можно выделить несколько других.
1. Изобретение предмета речи - темы сочинения. В риторике не выделяется этап изобретения предмета речи, но он оказывается очень важным в работе над школьным сочинением. Мы понимаем, что умение изобретать отдельную тему станет для ученика одновременно умением видеть перспективы реализации любой возможной. Поэтому цель данного этапа - обнаружить и сделать очевидными для школьников принципы формулирования темы сочинения. Для этого рассмотрим вместе с учащимися достаточно большое количество тем по прочитанному и изученному на уроках литературы произведению, например, по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" для того, чтобы выявить самые разные принципы формулирования".
2.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе.
"В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован как в условиях формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях "медленного чтения". Либо могут быть использованы операционные принципы всех названных типов анализа. Основным операционным принципом формального анализа является выделение поэтического приема и объяснение его эстетической функции, структурного - обнаружение со- и противопоставительных отношений между элементами структуры на разных уровнях текста. В основе "медленного чтения" - статарный принцип - остановка: "читатель делает остановку после каждой фразы /строки, строфы/ и дает себе отчет, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую информацию" /2, 97/.
Авторы методик имманентного чтения большое внимание уделяют анализу композиции поэтического текста, обнаружению "эстетически действенных элементов" /М.Л.Гаспаров/ на различных уровнях текста. Как известно, В.М.Жирмунский /3/ и Ю.М.Лотман /4/ выделяют фонетический, метрический, морфолого-грамматический, синтаксический, лексико-семантический уровни в пределах поэтического текста. М.Л.Гаспаров считает, что "эстетически действенные элементы" выслеживаются на трех уровнях и шести подуровнях строения произведения" /3, 96/. По мнению ученого, они следующие..."      
3.Белова А.В. О путях анализа элегии К.Н.Батюшкова "Есть наслаждение и в дикости лесов...".
"Какие же пути анализа поэтического текста используются в школьной практике преподавания литературы?
В средних классах преимущественно используется имманентный анализ. Контекстуальные комментарии биографического, историко-литературного, культурно-исторического характера невелики по объему. От класса к классу растет число вводимых параметров имманентного анализа поэтического текста, углубляются представления о введенных ранее, расширяется круг, увеличивается объем и усложняется содержание контекстуальных комментариев. Школьный литературоведческий анализ, безусловно, отличается от научного литературоведческого анализа, прежде всего потому, что должен выстраиваться с учетом особенностей детского восприятия. Однако, состоятельность литературоведческого анализа, и школьного, и научного, определяется такими важными критериями, как объективность и достоверность. По определению В.Г.Маранцмана, "цель школьного анализа - создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением".7
Попытаемся подобрать пути анализа к элегии К.Н.Батюшкова "Есть наслаждение и в дикости лесов…".
Читать полностью здесь

Комментариев нет: