Рекомендую своим коллегам работы Анны Викторовны Беловой (Череповецкий государственный университет) по методике преподавания литературы.
1.А.В. Белова. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор").
Попытаемся подобрать пути анализа к элегии К.Н.Батюшкова "Есть наслаждение и в дикости лесов…".
Читать полностью здесь
1.А.В. Белова. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор").
"Статья отвечает на вопрос: "Как написать школьное сочинение-рассуждение, следуя правилам риторики?"
Риторика предлагает систему специальных законов и правил организации речи - риторический канон. Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Последние два более необходимы при подготовке устного высказывания, а первые три, как представляется, обязательны и для устного, и для письменного речевого произведения. Рассмотрим их как этапы подготовки к сочинению-рассуждению на литературную тему.
I этап. Изобретение содержания речи.
Внутри данного этапа можно выделить несколько других.
1. Изобретение предмета речи - темы сочинения. В риторике не выделяется этап изобретения предмета речи, но он оказывается очень важным в работе над школьным сочинением. Мы понимаем, что умение изобретать отдельную тему станет для ученика одновременно умением видеть перспективы реализации любой возможной. Поэтому цель данного этапа - обнаружить и сделать очевидными для школьников принципы формулирования темы сочинения. Для этого рассмотрим вместе с учащимися достаточно большое количество тем по прочитанному и изученному на уроках литературы произведению, например, по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" для того, чтобы выявить самые разные принципы формулирования".
Риторика предлагает систему специальных законов и правил организации речи - риторический канон. Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Последние два более необходимы при подготовке устного высказывания, а первые три, как представляется, обязательны и для устного, и для письменного речевого произведения. Рассмотрим их как этапы подготовки к сочинению-рассуждению на литературную тему.
I этап. Изобретение содержания речи.
Внутри данного этапа можно выделить несколько других.
1. Изобретение предмета речи - темы сочинения. В риторике не выделяется этап изобретения предмета речи, но он оказывается очень важным в работе над школьным сочинением. Мы понимаем, что умение изобретать отдельную тему станет для ученика одновременно умением видеть перспективы реализации любой возможной. Поэтому цель данного этапа - обнаружить и сделать очевидными для школьников принципы формулирования темы сочинения. Для этого рассмотрим вместе с учащимися достаточно большое количество тем по прочитанному и изученному на уроках литературы произведению, например, по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" для того, чтобы выявить самые разные принципы формулирования".
2.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе.
"В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не
выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть
реализован как в условиях формального, так и структурного анализа, равно
как и в условиях "медленного чтения". Либо могут быть использованы
операционные принципы всех названных типов анализа. Основным
операционным принципом формального анализа является выделение
поэтического приема и объяснение его эстетической функции, структурного -
обнаружение со- и противопоставительных отношений между элементами
структуры на разных уровнях текста. В основе "медленного чтения" -
статарный принцип - остановка: "читатель делает остановку после каждой
фразы /строки, строфы/ и дает себе отчет, какую она дала ему новую
информацию и как перестроила старую информацию" /2, 97/.
Авторы методик имманентного чтения большое внимание уделяют анализу композиции поэтического текста, обнаружению "эстетически действенных элементов" /М.Л.Гаспаров/ на различных уровнях текста. Как известно, В.М.Жирмунский /3/ и Ю.М.Лотман /4/ выделяют фонетический, метрический, морфолого-грамматический, синтаксический, лексико-семантический уровни в пределах поэтического текста. М.Л.Гаспаров считает, что "эстетически действенные элементы" выслеживаются на трех уровнях и шести подуровнях строения произведения" /3, 96/. По мнению ученого, они следующие..."
Авторы методик имманентного чтения большое внимание уделяют анализу композиции поэтического текста, обнаружению "эстетически действенных элементов" /М.Л.Гаспаров/ на различных уровнях текста. Как известно, В.М.Жирмунский /3/ и Ю.М.Лотман /4/ выделяют фонетический, метрический, морфолого-грамматический, синтаксический, лексико-семантический уровни в пределах поэтического текста. М.Л.Гаспаров считает, что "эстетически действенные элементы" выслеживаются на трех уровнях и шести подуровнях строения произведения" /3, 96/. По мнению ученого, они следующие..."
3.Белова А.В. О путях анализа элегии К.Н.Батюшкова "Есть наслаждение и в дикости лесов...".
"Какие же пути анализа поэтического текста используются в школьной практике преподавания литературы?
В средних классах преимущественно используется имманентный
анализ. Контекстуальные комментарии биографического,
историко-литературного, культурно-исторического характера невелики по
объему. От класса к классу растет число вводимых параметров имманентного
анализа поэтического текста, углубляются представления о введенных
ранее, расширяется круг, увеличивается объем и усложняется содержание
контекстуальных комментариев. Школьный литературоведческий анализ,
безусловно, отличается от научного литературоведческого анализа, прежде
всего потому, что должен выстраиваться с учетом особенностей детского
восприятия. Однако, состоятельность литературоведческого анализа, и
школьного, и научного, определяется такими важными критериями, как
объективность и достоверность. По определению В.Г.Маранцмана, "цель
школьного анализа - создание читательской интерпретации произведения и
соотнесение ее с научным исследованием текста, корректирование
субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения,
раскрытым литературоведением".7
Попытаемся подобрать пути анализа к элегии К.Н.Батюшкова "Есть наслаждение и в дикости лесов…".
Читать полностью здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий