Собеседник
Дмитрий Быков
День учителя прошел радостно – нас, учителей, поздравляли ученики, причем вполне искренне; о нас что-то такое говорили, хоть и не очень обильно и содержательно, по федеральным каналам; нас поздравил профильный министр.
Тем не менее особенно радоваться (кроме детской любви и благодарности) нечему: положение учителя в современной России как было, так и осталось печальным.
И хотя нашему профильному министру, который ни сном ни духом в этом не виноват, уже объявили выговор – надо полагать, за недостаточно активное исполнение чьих-то предвыборных обещаний, – это положение едва ли переменится в ближайшее время; проблема, конечно, не только в деньгах, а в общем отсутствии стимула и смысла.
Учитель нуждается в стимулах больше многих – ему трудно, он щедро тратит нервы, рано встает и мало зарабатывает; в поисках такового стимула я листаю вынесенный на всеобщее обсуждение проект «Развитие образования» – и не нахожу решительно ничего, что имело бы отношение к реальности либо к качественному скачку в области просвещения.
В констатирующей части там много верного – прежде всего в абзацах, где идет речь о недопустимом расслоении, чтобы не сказать разрыве, российского образования: на олимпиадах наши школьники показывают высокие достижения, в элитных школах и десятке лучших вузов все если не отлично, то нормально. Однако больше половины школ и вузов, которым не повезло в эту элиту попасть, пребывает в ничтожестве, а что делается в сельской местности – лучше не спрашивать. И дело не в низкой зарплате, на которую все валят.
Дело в отсутствии новых образовательных концепций, в обилии лишних, идеологизированных или откровенно профанируемых учебных дисциплин, в отсутствии государственных программ, которые развивали бы творческие способности учителя и позволяли ему уходить на повышение (скажем, на методическую работу).
Учителю в самом деле некуда расти, кроме как вон из школы. И проблема эта не решается ни передачей финансирования образования на региональные бюджеты (от этого только хуже), ни пресловутой закупкой оборудования либо подключением к Интернету.
Учитель завален бюрократической работой, с него требуют предварительные планы уроков на полгода вперед, от него требуют вторичных, третичных, десятеричных по важности вещей – вроде бесконечных отчетов о повышении собственной квалификации.
Триста страниц проекта написано нечеловеческим канцеляритом – «обеспечить эффективность», «внедрение», «инновации», без единого содержательного предложения, с беспрерывными экономическими обоснованиями. И за каждой строкой этого текста стоит ужас: что написать-то? Что выдумать? Каким еще приоритетом может быть образование в стране, где неуклонное снижение интеллекта масс есть генеральная госпрограмма, реализуемая телевидением, прессой и силовиками с великолепной последовательностью?
Впрочем, нет. Один дельный пункт там есть – «Развитие системы сетевых педагогических сообществ». Но простите, мы это давно делаем сами, и финансировать это не нужно. В ближайшее время, пока длится очередная русская ночь, учителю придется самому себе придумывать цели, смыслы и стимулы.
Не благодаря, а вопреки государству. На это вся надежда.
Дмитрий Быков
День учителя прошел радостно – нас, учителей, поздравляли ученики, причем вполне искренне; о нас что-то такое говорили, хоть и не очень обильно и содержательно, по федеральным каналам; нас поздравил профильный министр.
Тем не менее особенно радоваться (кроме детской любви и благодарности) нечему: положение учителя в современной России как было, так и осталось печальным.
И хотя нашему профильному министру, который ни сном ни духом в этом не виноват, уже объявили выговор – надо полагать, за недостаточно активное исполнение чьих-то предвыборных обещаний, – это положение едва ли переменится в ближайшее время; проблема, конечно, не только в деньгах, а в общем отсутствии стимула и смысла.
Учитель нуждается в стимулах больше многих – ему трудно, он щедро тратит нервы, рано встает и мало зарабатывает; в поисках такового стимула я листаю вынесенный на всеобщее обсуждение проект «Развитие образования» – и не нахожу решительно ничего, что имело бы отношение к реальности либо к качественному скачку в области просвещения.
В констатирующей части там много верного – прежде всего в абзацах, где идет речь о недопустимом расслоении, чтобы не сказать разрыве, российского образования: на олимпиадах наши школьники показывают высокие достижения, в элитных школах и десятке лучших вузов все если не отлично, то нормально. Однако больше половины школ и вузов, которым не повезло в эту элиту попасть, пребывает в ничтожестве, а что делается в сельской местности – лучше не спрашивать. И дело не в низкой зарплате, на которую все валят.
Дело в отсутствии новых образовательных концепций, в обилии лишних, идеологизированных или откровенно профанируемых учебных дисциплин, в отсутствии государственных программ, которые развивали бы творческие способности учителя и позволяли ему уходить на повышение (скажем, на методическую работу).
Учителю в самом деле некуда расти, кроме как вон из школы. И проблема эта не решается ни передачей финансирования образования на региональные бюджеты (от этого только хуже), ни пресловутой закупкой оборудования либо подключением к Интернету.
Учитель завален бюрократической работой, с него требуют предварительные планы уроков на полгода вперед, от него требуют вторичных, третичных, десятеричных по важности вещей – вроде бесконечных отчетов о повышении собственной квалификации.
Триста страниц проекта написано нечеловеческим канцеляритом – «обеспечить эффективность», «внедрение», «инновации», без единого содержательного предложения, с беспрерывными экономическими обоснованиями. И за каждой строкой этого текста стоит ужас: что написать-то? Что выдумать? Каким еще приоритетом может быть образование в стране, где неуклонное снижение интеллекта масс есть генеральная госпрограмма, реализуемая телевидением, прессой и силовиками с великолепной последовательностью?
Впрочем, нет. Один дельный пункт там есть – «Развитие системы сетевых педагогических сообществ». Но простите, мы это давно делаем сами, и финансировать это не нужно. В ближайшее время, пока длится очередная русская ночь, учителю придется самому себе придумывать цели, смыслы и стимулы.
Не благодаря, а вопреки государству. На это вся надежда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий