четверг, 8 ноября 2012 г.

"С сентября 2012 группой экспертов-профессионалов (как всегда, безымянной) ведется разработка профстандарта для учителей математики и русского языка"

Сергей Волков
О языке оккупантов №2
Nov. 8th, 2012 at 2:10 AM
В продолжение темы о том, каким быть современному учителю.
13 ноября 2012 состоится заседание Общественного совета при Минобрнауки. Обсуждаться будет а)ЕГЭ б) профессиональный стандарт учителя. Сегодня я выяснил (для себя -- все, видимо, уже и так в курсе), что с сентября группой экспертов-профессионалов (как всегда, безымянной) ведется разработка профстандарта для учителей математики и русского языка (не литературы, заметим). И что скоро они должны быть представлены на обсуждение (как всегда, короткое). 13 ноября их должны обсудить на Совете мы. К совету присланы рабочие материалы. Кусок про профстандарт объемом 5 тыс знаков -- под катом. Почему бы не начать обсуждение сейчас?

Лично у меня вызывает вопросы уже первый абзац.
Во-первых, почему требования к учителю с введением ФГОСов должны меняться? Разве не должен был учитель ВСЕГДА а) знать (и любить) свой предмет б) хотеть взаимодействовать с другим человеком на материале этого своего любимого предмета в)уметь понять, чего не понимает другой человек в) уметь это объяснить и -- шире -- вообще строить диалог г) уметь учиться, расти и обновляться -- и так далее? Разве в эпоху ФГОСа нужно что-то другое?
Во-вторых, зачем опять этот псевдонаучный воляпюк: "наставник должен обладать педагогической компетентностью, выраженной в универсально-деятельностных, личностных и предметных результатах его профессиональной подготовки".
Я -- учитель. Предложение, набранное курсивом, обращено ко мне. Вернее, ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ обращено ко мне. Но обратилось оно к кому-то другому, неведомому и неживому. Я очень хочу, чтобы что-то от меня требуя, желая, чтобы я стал каким-то, требующие говорили на понятном мне языке. Если мой язык кажется им туземным и примитивным, то пусть они все же потрудятся его выучить и обратиться ко мне на нем. Как обращаемся мы к своим детям (ученикам), когда желаем им растолковать что-то для них неясное. Когда ко мне обращаются на языке колонизаторов и оккупантов (см. предыдущий пост), я понимаю: мне не хотят растолковать -- от меня хотят скрыть. От меня желают отгородиться. Понимание здесь не приветствуется. Поскольку я в виду не имеюсь.
Вы спрашивали, откуда корни той болезни, о которой шла речь в предыдущем посте? Да вот отсюда.
Предлагаю: деньги, которые в стране тратятся на обучение учителей этому языку оккупантов, потратить на переобучение чиновников, работников управлений образования всех рангов, методистов и других ответственных лиц, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, нормальному человеческому языку. У нас найдется достаточное количество говорящих нормально учителей, которые смогут эту армию забывших языковой стыд трутней окучить. Пусть не мы на их языке учимся говорить, а они -- на нашем.
Тем не менее -- кому не лень и есть что сказать, прочтите под катом присланное из Минобра, и киньте мысль.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) меняются требования и к профессиональным качествам учителя. Способствуя достижению личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся, наставник должен обладать педагогической компетентностью, выраженной в универсально-деятельностных, личностных и предметных результатах его профессиональной подготовки.
На удовлетворение потребности общества в подготовке кадров к реформированию национальной системы образования направлено не только утверждение ФГОС, но и разработка профессионального стандарта учителя.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 29 августа
№ Пр-2365, Минобрнауки России в настоящее время реализует комплекс мер по разработке профессиональных стандартов для учителей математики и русского языка
В сентябре 2012 года создана рабочая группа по разработке и утверждению профессиональных стандартов для учителей математики и русского языка из числа представителей профессионального и экспертного сообществ.
В октябре 2012 года состоялось обсуждение содержательного аспектапрофессионального стандарта учителя и механизма разработки данного стандарта.
В ходе разработки профессиональных стандартов учителей математики и русского языка будет проанализирован опыт мирового сообщества в области профессиональной стандартизации, пересмотрены действующие квалификационные характеристики учителя, определены дополнительные компетенции, учитывающие обновлённый функционал современного педагога (работа с одарёнными детьми, обучение детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью), инклюзивное образование, обучение детей мигрантов, испытывающих трудности в общении на русском языке как государственном языке Российской Федерации, работа с детьми с девиантным поведением, электронный мониторинг качества образования, и др.), а также пересмотрена и доработана в части содержания предметная компетенция учителей математики и русского языка, которая должна отвечать содержанию математического и гуманитарного образования с учётом современных мировых достижений в этой области (в частности, ключевым задачам, определённым проектом Концепции математического образования).
Ноябрь 2012 года – разработка проекта профессиональных стандартов, обсуждение основных позиций проекта на заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Декабрь 2012 года – профессионально-педагогическое и общественное обсуждение проекта профессиональных стандартов учителей математики и русского языка с привлечением средств массовой информации и использованием возможностей интернет-ресурсов как переговорных площадок для получения широкого научного, профессионально-педагогического, общественного мнения.
Январь - февраль 2013 года – доработка проекта, представление доклада в Правительство Российской Федерации о выполнении поручения Президента Российской Федерации.
Предполагается, что в результате разработки профессиональных стандартов учителей математики и русского языка будут установлены единые требования к содержанию, результативности деятельности и компетенциям учителя, принятые всеми заинтересованными группами (органами управления образованием, педагогическими коллективами образовательных организаций, органами местного самоуправления, экспертами, родительской общественностью и др.).
Профессиональный стандарт учителя - это «рамочный» документ, в котором описаны ключевые профессиональные компетенции и соответствующие уровни компетентности педагога (на основе Национальной рамки квалификаций). Это система требований к знаниям, умениям, способностям и личным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятие педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности. Требования к компетентности учителя определяются функциональными задачами, которые он должен решать в своей деятельности.
Профессиональная компетентность учителя предполагает анализ педагогической деятельности в аспектах обучения и воспитания. Базовыми компетентностями учителя, с позиций деятельностного подхода, являются следующие:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;
компетентность в целеполагании учебной деятельности;
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении (включая работу с одарёнными детьми, обучение детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью) и детей ограниченными возможностями здоровья, работу с детьми с девиантным поведением и др.);
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);
компетентность в принятии решений, связанных с решением педагогических задач;
компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: 1) компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; 2) компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов её решения (способов деятельности); 3) компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности и динамики индивидуальных достижений учащихся.
Данный макет профессионального стандарта учителя может конкретизироваться по уровням образования, в соответствии с возрастными особенностями ученика, ключевыми идеями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Комментариев нет: