Источник
Как стало известно «Московскому комсомольцу», первый вариант
«Списка из 100 книг», которые должен прочитать каждый школьник, готов.
Вот только по непонятной причине число вошедших в него изданий
в несколько раз превышает указанное в заглавии.
Первая реакция экспертов на перечень обязательной литературы негативная.
—
Это халтура, не вызывающая ничего, кроме досады, — заявил на слушаниях
«Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного
государства» в Общественной палате театральный критик Григорий
Заславский. — К примеру, странно, что в перечне для 8-го класса русская
литература составляет лишь треть. «Тома Сойера и Гека Финна» Марка Твена читают аж два года, в 4-м и 5-м классах, а из русских писателей отсутствует целый пласт: Катаев, Каверин, Аркадий Гайдар.
Недоумевают по поводу подготовленного документа и в Минкульте:
—
Почему в перечень литературы 20-х годов ХХ века для 11-го класса входят
Горький «На дне» и «Старуха Изергиль», а также Маяковский «Облако
в штанах», написанные отнюдь не в 20-е годы?
Не ясно
также, почему в топ-сотню детских книг вошло сразу несколько сот
изданий. Просто сюр в духе «Сказки о тройке» Стругацких: «Навстречу ему
вышла тройка в полном составе — все четверо»!
Между тем
главную проблему, как подчеркнули участники слушаний, представляет не
это, а выдавливание литературы из школьных программ:
—
Литература — единственный предмет, который делает человека человеком.
Именно она, а не история, где расставлено слишком много ловушек,
способных завести не туда, куда надо. Сегодня же идет агрессивное
вытеснение литературы из жизни школы. В результате мы получаем детей
с экономическим образованием и знанием двух языков, которые после
окончания школы уезжают из страны, — обрисовал ситуацию председатель
Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению
историко-культурного наследия Павел Пожигайло.
Более
того. Именно на базе школьной литературы, подчеркнул директор Центра
образования № 109 Евгений Ямбург, «восстанавливается шкала нравственных
ценностей. Без нее никакой экономической модели быть не может. Но
чиновники этого не понимают. И гуманитарный контент образования
сокращается и заменяется информационным. А тут еще беда со стандартом,
принятым летом этого года. Там всего два часа на литературу, да и ту
сливают с русским языком. Зато три часа физкультуры, ОБЖ и непонятный
предмет «Россия в мире». И вот результат — сегодня средний подросток
читает в год не более 4–5 книг.
— Увы, — констатировал
педагог, — основная цель нашей реформы — не развитие образования,
а экономия на нем. Отсюда и разговоры о перегрузке детей, и отказ
увеличивать число часов по литературе, и отсыл словесников
к необязательному школьному компоненту программы.
По
словам участников слушаний, настало время определиться, нужны ли
в принципе стране думающие люди. И если да, то «увеличить число часов по
литературе, в том числе за счет «России в мире». А заодно «повысить
квалификацию школьных словесников, не жалея на это ни времени, ни сил».
Эти
и другие соображения по спасению школьной литературы вскоре будут
представлены вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец, встреча
с которой пройдет в ближайшее время.
Сам "Список 100 книг" по версии источника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий