суббота, 2 февраля 2013 г.

Дмитрий Быков: "Страх перед литературой, в сущности, — не более чем страх перед жизнью, и не надо ссылаться на то, что в прозе Улицкой упоминается аборт, а в прозе Пелевина — наркотики"

Московские новости
Дмитрий Быков
Несколько членов Общественной палаты плюс общественные деятели, ею покамест не охваченные, — в частности, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков и несколько руководителей творческих вузов — направили министру образования Дмитрию Ливанову письмо, где осудили включение в школьную программу произведений Людмилы Улицкой и Виктора Пелевина. Они также высказались против исключения из программы Александра Куприна и Николая Лескова. Так по крайней мере передают новостные сайты.
Редакторам новостных сайтов, видимо, невдомек, что ни Куприна, ни тем более Лескова в школьной программе никогда не было — ни в советские, ни в постсоветские времена. Они проходят по разряду рекомендуемой литературы — в школьных билетах и темах выпускных-вступительных сочинений не замечено ни Куприна, ни Лескова, иногда бывал Алексей Николаевич Толстой (за которого тоже вступается Общественная палата), но вообще-то «Молох» и «Поединок» Куприна фигурировали лишь в обзорных уроках по реалистической прозе начала века. А Лесков — в качестве внеклассного чтения — был представлен «Левшой» (для средней школы) и опять-таки факультативным, то есть необязательным, изучением «Леди Макбет Мценского уезда» в курсе десятого класса.
В принципе вся эта история не стоит выеденного яйца по трем причинам.
Во-первых, все проблемы современного гуманитарного образования бледнеют перед устойчивым желанием новых реформаторов соорудить из русского и литературы общий предмет. Это примерно то же самое, что объединить математику и физику — формулы-то и там, и там, и есть даже дисциплина «математическая физика», так что гуляй, губерния!
Вторая причина — свобода, предоставленная учителю в выборе литературы ХХ века. Программа не препятствует вам — и мне, преподающему литературу в этих самых старших классах, знакомить детей хоть с Максимом Горьким, хоть с Борисом Пастернаком, хоть с Верой Пановой, хоть с Павлом Нилиным. Можете делать это в обзорных лекциях, можете рекомендовать к прочтению особо нравящиеся лично вам тексты, — я, скажем, в разговоре о шестидесятых не ограничиваюсь Солженицыным, а цитирую и Галича, и детям очень нравится, только они переспрашивают, что такое топтун. Но реальность наша такова, что напомнит им про все реалии, казавшиеся безвозвратно ушедшими.

Комментариев нет: