вторник, 2 апреля 2013 г.

Мария Голикова о сериале "Хорнблауэр" по романам Сесила Скотта Форестера



Сайт Голиковой
"Хорнблауэр" – сериал ВВС по романам Сесила Скотта Форестера
"Хорнблауэр", мини-сериал по романам Сесила Скотта Форестера (экранизация ВВС с Йоаном Гриффитом в главной роли, 1 сезон, 8 серий) – один из моих любимых фильмов и, по-моему, вообще один из лучших фильмов о парусном флоте. Продолжение пока не снято и вряд ли будет снято – постановка очень дорогая. А жаль.
Романы Форестера давным-давно стали классикой морской литературы. Сэр Уинстон Черчилль говорил: "Я нашёл "Хорнблауэра" восхитительным, чрезвычайно увлекательным". О фильме можно сказать то же самое.
Итак, этот фильм рассказывает о жизни Горацио Хорнблауэра, офицера Королевского Британского Флота в период наполеоновских войн, в хронологическом порядке, начиная с поступления на морскую службу. При этом каждая серия – самостоятельная история продолжительностью чуть более полутора часов.
"Над Ла-Маншем бушевал январский штормовой ветер. Порывами налетал дождь, крупные капли громко стучали о брезентовые куртки дежуривших на палубе офицеров и матросов. Ветер дул так сильно и так долго, что даже в замкнутых водах Спитхеда военный корабль неуклюже кренился, слегка качаясь в неспокойном море, и с резкими толчками стопорился натянутыми якорными канатами…"
Сесил Скотт Форестер "Мичман Хорнблауэр"
Так начинается книга – и так начинается фильм (первая серия "Равные шансы"). Семнадцатилетний Горацио Хорнблауэр поступает на службу в Королевский Флот Британии и оказывается на корабле под командованием старого капитана Кина. Капитан советует: "Выполняйте приказы, изучайте свое дело, и ничего плохого с вами не случится". Хорнблауэр честно следует этому совету – и в результате наживает себе врагов и нешуточные неприятности.
Корабль давно прозябает на стоянке в Спитхеде, команда мается от скуки. Хорнблауэра мучает морская болезнь, он боится высоты и пока ещё ничего не понимает в морском деле – впрочем, очень старается научиться. Над ним издевается мичман Симпсон, который уже давно держит в страхе всю мичманскую каюту. Первые попытки Хорнблауэра отстоять свою честь заканчиваются провалом. Но потом начинается война с Францией, и Хорнблауэра переводят на другой корабль...
Остальные серии анонсировать не буду – их лучше просто смотреть по порядку. Скажу только, что Хорнблауэра ждут всевозможные приключения, от штормов, морских боёв и сухопутных вылазок до испанского плена и службы под началом полусумасшедшего капитана (при том, что флотские законы и дисциплину никто не отменял). Политические интриги, постоянная необходимость выбора между долгом и всем остальным, что существует в жизни, множество самых непредсказуемых ситуаций и приключений...
Мне очень понравилось в этом фильме сочтетание реализма и той романтики, которая в детстве притягивала к морским книгам. Баланс между ними найти не так просто, и нередко в фильмах делается перегиб в детскую, романтическую сторону. Например, наша отечественная экранизация "Одиссеи капитана Блада" мне даже в детстве казалась слишком уж детской, всё-таки книга Сабатини не такая (но пока это всё равно лучшая экранизация)... А "Хорнблауэр" и романтичен, и достаточно реалистичен. Во-первых, он очень качественно, красиво снят, художники-постановщики на высоте, как всегда в экранизациях ВВС. А во-вторых, сюжет правдоподобен, и все головокружительные морские приключения основаны на реальных событиях.
У главного героя, Горацио Хорнблауэра, два прототипа. Первый, конечно же, Горацио Нельсон. Хорнблауэру от него досталось имя и морская болезнь – Нельсон страдал ею всю жизнь, а Хорнблауэр – в начале службы. Ну и кое-какие черты характера, например, скромность. Принц Уильям вспоминал: "Когда Нельсон прибыл в своем баркасе, он показался мне мальчиком в форме капитана". Хорнблауэр многим тоже казался мальчиком, но это было обманчивое впечатление.
А второй прототип – Томас Кокрейн, британский адмирал и политик. Он сделал головокружительную морскую карьеру (как и Хорнблауэр), заслужил уважение не только друзей, но и врагов – французы прозвали его " le loup des mers", "морской волк".
При этом у Кокрейна была репутация идеалиста, человека очень стойкого, упрямого и принципиального в вопросах чести. Он далеко не всегда уживался с начальством (это черта и Хорнблауэра), очень любил флот и старался его развивать. Так, он был одним из первых горячих сторонников применения паровых двигателей на кораблях. Также он занимался разработкой оружия.

Кстати, интересно, что Кокрейн стал прототипом ещё одного знаменитого капитана – Джека Обри, героя романов Патрика О’Брайана (у нас его все знают по замечательному фильму «Хозяин морей: На краю Земли» с Расселом Кроу).
При этом между Горацио Хорнблауэром и Джеком Обри – огромная разница, они во многом даже противоположны друг другу. Хорнблауэр – замкнутый, задумчивый, несколько застенчивый, в начале своей карьеры выглядит типичным «ботаником». А Джек Обри, напротив, живой, весёлый, напористый, с богатырским здоровьем и богатырской же нервной системой…
Надо сказать, что Хорнбалуэр, как и его прототипы, прежде всего, профессиональный военный. Его смелость и талант капитана не могут не восхищать – но энтузиазм, с которым он изобретает способы уничтожения врагов, наводит на размышления. Но – такова история. Чего стоит хотя бы радость, с которой английский флот воспринимает начало очередной войны с Францией.
Из актёрских работ в "Хорнблауэре" хочется отметить, конечно же, Йоана Гриффита в главной роли, Роберта Линдсея в роли капитана Пеллью, потрясающего Дэвида Уорнера в роли капитана Сойера. Серии про капитана Сойера драматургически, пожалуй, самые сильные и пронзительные во всём фильме. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть Дориана Хили (мичман Симпсон). Симпсон появляется только в начале, но ещё долго снится некоторым героям в кошмарах. У Хили получилось создать именно такой образ… Из матросов ярче всеего запоминаются Стайлз (Шон Гилдер) и Метьюз (Пол Копли).
"Хорнблауэр" – фильм беспредельно английский. Главные добродетели его героев – это невозмутимость, умение всегда держать лицо, деловые качества, точность, последовательность, абсолютное бесстрашие, да и вообще выполнение своего долга как образ жизни и образ мышления. Долг всегда ставится выше отношений. Например, матрос Стайлз и боцман Метьюз – большие друзья, но когда Метьюз получает приказ выпороть Стайлза кошкой-девятихвосткой, выполняет его не задумываясь и ничуть не жалея друга – служба есть служба. Самое интересное, что их дружба от этого нисколько не страдает. Поневоле вспоминаешь "Морские рассказы" Станюковича, где межличностные отношения всегда ставятся во главу угла. Если бы такой сюжет описывал Станюкович, получился бы трагический рассказ. "Хорнблауэр" по сравнению с этим – просто другой мир.
В "Хорнблауэре" отличная, крепкая сюжетная основа и атмосфера. Ты следуешь за героем, и твоё восприятие меняется – это замечательный эффект! Сначала морская жизнь тебя шокирует: на первый взгляд, ничего менее интересного и приятного даже представить нельзя. Шокирует и сухое равнодушие героев друг к другу.
Но ты с увлечением смотришь дальше – события захватывают – и вдруг ловишь себя на мысли, что корабль "Hotspur" уже стал для тебя вторым домом, а его команда – привычным окружением, и если приходится расставаться с ними, тебя тянет вернуться. Железную дисциплину и педантичность англичан ты со временем тоже начинаешь воспринимать как должное... Фильм очень эмоционален, во многом как раз благодаря внешней сдержанности героев. Здесь всё имеет значение – взгляд, улыбка, реплика, брошенная мимоходом...
Приятно, что Форестер сделал главных героев людьми достаточно прогрессивных взглядов. Дисциплинарные проблемы Хорнблауэр предпочитает решать цивилизованным путём и не злоупотребляет девятихвостой кошкой. Капитан Пеллью, который в книге играет второстепенную роль, а в фильме вышел на первый план, тоже не жесток. Поэтому фильм реалистичен, но не оставляет тяжести на душе, как например, "Билли Бадд" Питера Устинова. От "Хорнблауэра" остаётся несколько романтическое, ностальгическое послевкусие, как после лучших романов Реверте. Сейчас таких фильмов не хватает – уже только потому, что здесь показана настоящая дружба, верность слову, показано, что такое честь и как ведут себя настоящие мужчины. Кстати, слово "честь" в наше время считается малоупотребительным.
Конечно, есть в "Хорнблауэре" и "сухопутные" серии – то англичанам нужно провести военную операцию на суше, то они попадают в плен, к примеру, к испанцам – но всё это неразрывно связано с морем. Я очень придирчива к атмосфере времени, а тут придраться просто не к чему – всё идеально.
Так что, если вам хочется узнать поближе английский флот периода наполеоновских войн, насмотреться на паруса, на волны, на морские бои, привыкнуть к корабельному быту, к его неожиданностям и опасностям, окунуться в повседневную морскую жизнь – это, без сомнения, ваш фильм.

Комментариев нет: