пятница, 21 июня 2013 г.

Рустам Курбатов: "В нашей школе мы не пишем ни тематического планирования, ни прочих программ..."

Источник
Рустам Курбатов
В нашей школе мы не пишем ни тематического планирования, ни прочих программ. а вместо всех бумаг просто 10 строк на каждую тему. Чтобы у ребенка глаза загорелись и директор понял. Вот четыре десятистрочия по моему курсу "Антропология".
АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА
Взрослым интересна взрослая история, а детям, очевидно, - детская. История такого же десятилетнего ребенка, жившего две тысячи лет назад в Китае, двести лет назад – в русской деревне, история современного ребенка, живущего на островах Полинезии…
В какие игрушки играли? Во что одевались? Как складывались отношения между младшими и старшими в семье? С какого возраста помогали по хозяйству?
И еще несколько вопросов, для затравки:
Почему китайских мальчиков иногда называют девчоночьими именами? На пальмы какой высоты разрешают лазать пятилетним детям на островах Восточное Самоа? Как дразнили в русской деревне девочек, которые не умели прясть и мальчиков, не умеющих идти за бороной? И как раньше отмечали (если, конечно, отмечали)  дни рождения детей?
АНТРОПОЛОГИЯ ПИЩИ
Вижу счастливые лица любимых учеников – они, конечно же, оценят эту тему, особенно если уроки поставить в конца дня, перед обедом...
Что и как ели люди в разные исторические эпохи? Я хочу объяснить, чем вызван мой интерес к такой странной теме. Вот одна истории.
Когда я был маленький, к нам раз в год приезжала подруга моей мамы из Целинограда – тетя Маша. Так вот, тетя Маша - Мунавара Исмагуловна - первое что делала, зайдя на кухню – изымала из ящика все наши кухонные ножи: «А, грязный чушка», что означало:
«Этим ножом резали свинину», засовывала их куда-то за мусорное ведро, и пользовалась исключительно привезенным с собой ножом.
Еда – это не просто процесс поглощения и насыщения. Это отношения между людьми. Выраженные на особом языке – языке продуктов и действий, связанных с приемом пищи.
АНТРОПОЛОГИЯ ЖИЛИЩА
Почему при переезде в новую квартиру первой запускают кошку? Почему китайцы боялись сажать дерево во внутреннем дворе своего дома? Как строители дома могли в старину отомстить заказчикам, если те не в полном объеме рассчитались за их работу? Почему крыши китайских домов загнуты кверху? Какие деревья нельзя было использовать при строительстве избы? Почему сор из
избы нельзя было выносить вечером? Сколько лампочек было в туалете коммунальной квартиры?
Одна из тем по предмету социальная антропология в нашей школе – это ДОМ. Дом у славян, у средневековых китайцев, советская
коммунальная квартира… Дом – это больше чем жилище. Это пространство, наполненное знаками. Здесь все не просто так. И наша задача научиться читать эти знаки.
АНТРОПОЛОГИЯ СЕМЬИ
Вот, действительно, в жизни пригодится. У каждого нашего ученика будет семья и много-много детей. Подойдем к изучению вопроса
серьезно: Как складывались семейные отношения наших предков 200-300 лет назад в среде русского дворянства Пушкинской поры, у средневековых европейцев, китайцев эпохи Мин, у первобытных народов, у современных арабов и жителей Средней Азии.
Мы попросим представителей разных эпох как будто ответить на вопросы анкеты: в каком возрасте вступали в брак, кто решал вопросы о выборе жениха (невесты), где молодые люди могли познакомиться друг с другом, где они жили после свадьбы, кто главным считался в семье, сколько в семье было детей, возможны ли были разводы, как относились к старикам.
Контрольный зачет по теме через 20 лет.

Комментариев нет: