суббота, 8 июня 2013 г.

Кто же составляет программы и учебники, которые учат наших детей врать?

Учительская газета
Светлана Потапова, Великий Новгород
Основная причина списывания на ЕГЭ – сложность школьных программ
В психологии педагогики есть известное высказывание: «Если ребенок обманывает, виноват тот, кого он обманывает». Поэтому списывание на выпускных экзаменах – только закономерный итог процесса, начало которого теряется где-то в начальной школе.
Я спросила знакомую девятиклассницу, будет ли она списывать на ГИА. «Конечно! - удивленно ответила девочка. – Все списывают!» Даже если считать, что из «всех» выпускников, вслух заявляющих о том, что они будут списывать, в реальности не побоится это сделать лишь половина или треть (все-таки нужно учитывать возрастную склонность подростков к браваде), все равно становится страшно. И даже не за то, что масса двоечников пройдут в ближайшем будущем в результате списываний на ЕГЭ на бюджетные места в вузы. Для того чтобы списать, тоже надо иметь голову на плечах, и во всех КИМах по всем предметам есть задания, с которыми автоматическим списыванием не обойдешься. Меня страшит другое – поголовный обман, царящий в школе, обыденное, принятое как стандарт списывание еще задолго до ЕГЭ и ГИА, на самых рядовых контрольных и самостоятельных работах.
Списывание на выпускных экзаменах – только закономерный итог этого процесса, начало которого теряется где-то в начальной школе.
Причина этого обмана, я считаю, единственная – слишком сложные школьные программы, бестолковые учебники, завышенные требования к детям. Задания, которые даются ежедневно ребенку в классе, огромны. Идет процесс пустого зазубривания, в то время как кругозор детей становится все уже и уже с каждым годом.
К проверочной работе на уроке истории, например, ученики средних и старших классов теперь должны готовить так называемую «номенклатуру» - зазубрить десятки дат и названий. Они понимают, что выучить массу никому не нужных сведений нереально – и готовят шпаргалки. Такой «номенклатурный» подход к истории уже дал свои горькие плоды – поступающие в вуз абитуриенты не знают сторонников и противников СССР во Второй мировой войне, уверены, что в 1917 году на Россию напали немцы… Рассуждениям, размышлениям на уроках истории места и времени нет – успеть бы пройти огромную массу материала, сетуют учителя. К каждой контрольной дети должны повторить по три-четыре параграфа кряду, в каждом параграфе – страниц по пять-шесть…

Шпаргалки стали привычными и на самостоятельных работах по математике – слишком много формул, да еще в некоторых школах используют ложно понятый принцип «опережающего обучения». Не отдельным ученикам, а всему классу даются задания из программы следующего класса – в результате семиклассники почему-то изучают разделы программы 8-го класса, восьмиклассники - 9-го… К обману дети привыкают уже с начальной школы. Учебники по математике регулярно подкидывают – опять-таки не отдельным вундеркиндам, а всему классу – задачки олимпиадного уровня, которые решают, если смогут решить, всем сообществом родители, перезваниваясь весь вечер по телефону. Результат «калькуляторно-шпаргалочной математики» тоже печальный. Моя знакомая, преподаватель новгородского вуза, рассказывает реальные анекдоты про своих студентов – будущих преподавателей начальных классов. На первом курсе их просят сложить числа в столбик – не меньше половины студентов это сделать не могут. Перемножить два числа без калькулятора им тоже не под силу. «Возведи в квадрат!» - Дает другое задание отчаявшийся преподаватель. Студентка надолго задумывается, потом… аккуратно обводит квадратиком цифру.
Современные учебники по русскому языку сложно подают правила. Самостоятельно разобраться в них и то для ребенка подвиг, а уж зазубрить, как того порой требуют программы!.. При этом на изучение русского языка в 11-м классе, например, отводится всего три урока в неделю.

Читают ли наши старшеклассники? Нет, практически не читают. До нескольких учебных часов сокращена «Война и мир», другие масштабные произведения. И дети снова врут и на обычных уроках, и на ГИА, и на ЕГЭ, приводя примеры из якобы прочитанных книг.
Предел сложности – учебники по английскому языку. Теперь в моде совместные учебники, созданные в соавторстве с педагогами из англоязычных стран, но не приживаются иностранные методики на русской почве. Учителя в классах разжевывают по одному слову каждую статью в учебнике английского, а дома ребенку невозможно разобраться в текстах и заданиях даже со словарем и Интернетом. Исключение - одаренные дети. Но ведь школьные программы должны быть рассчитаны на среднего ученика! И на каждую контрольную по английскому языку среднестатистический ученик снова несет шпаргалку. Да и отличник, кстати, тоже несет! Ему ведь нужны пятерки, а 25 неправильных глаголов он выучить безошибочно не в состоянии.
В психологии педагогики есть известное высказывание. «Если ребенок обманывает, виноват тот, кого он обманывает». Кто же составляет программы и учебники, которые учат наших детей врать?

2 комментария:

Дмитриева Лариса комментирует...

Ну, автор явно не видел школьных программ!(Учебники - это отдельная песня.) Не все так плохо, как написано. Мне кажется, что главное зависит от педагога: насколько он сможет донести до детей нужный материал, как сможет организовать работу на уроке, как настроить детей на проверку...

Светлана Георгиевна комментирует...

Мне кажется, что по русскому языку нет сложных учебников. Наоборот, есть даже интересные, например, учебники Граник. А вот по литературе почти все учебники скучные, поживее, пожалуй, пособия Архангельского и Агеносова. Очень занимательные учебные книги Басовской.