воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Мой научный читальный зал: для уроков литературы по поэзии Тютчева в 10 классе

Научные работы по творчеству Тютчева на сайте "Тютчевиана".
1.Юрий Тынянов "Вопрос о Тютчеве".
"Найдя на Западе форму фрагмента, найдя тематический материал "оттенков" натурфилософии, новую литературную "мифологию", о которой писал Раич, Тютчев разложил монументальную форму XVIII века. Одной из причин непонимания современников была и эта форма фрагмента, не канонизованная, почти внелитературная. Ее узаконяет и вводит в круг литературы уже Фет. Пушкин на малом материале создает (или стремится создать) монументальные формы. Тютчев - предельное разложение монументальных форм; и одновременно Тютчев - необычайное усиление монументального стиля. Мы отошли, отходим от фрагментарных форм. Мы движемся вновь к созданию форм грандиозных - и в этом смысле мы ближе к XVIII веку, чем к медленному веку малой лирической формы - XIX-му. Но Тютчев - последний этап витийственной "догматической" лирики XVIII века. Его лирика приучает к монументальному стилю в малых формах."
2.Юрий Тынянов "Тютчев о Гейне".
"Анализ тютчевского искусства приводит к заключению, что Тютчев является канонизатором архаической ветви русской лирики, восходящей к Ломоносову и Державину. Он - звено, связывающее "витийственную" одическую лирику XVIII века с лирикой символистов. Отправляясь от державинской лексики, он значительно смягчает архаические контуры торжественной и философской оды, сливая их с некоторыми элементами стиля Жуковского. При этих традициях Тютчева становится особенно интересным столкновение его искусства с искусством Гейне 20-х годов - канонизатора художественной немецкой песни".
3.Юрий Тынянов "Пушкин и Тютчев".
"Уже давно понятие единой литературной эпохи уступило место понятию эпохи сложной и разветвленной, в которой идет тайная и явная борьба между различными литературными направлениями. Но до сих пор в историко-литературных трудах господствует во взгляде на историческую эпоху авторитет того или иного имени; между тем литературная ценность того или иного явления не должна затуманивать характерных явлений эпохи, им не исчерпывающихся. Во главу угла при изучении эпохи, современной Пушкину, был поставлен Пушкин. С точки зрения Пушкина, под его знаком изучались самые разнородные явления, среди которых он сам был только одним из многих. В результате -- естественное искажение перспективы. Явления, имевшие значение вне Пушкина (и, может быть, именно потому), оценивались в их отношении к Пушкину. Собственно, так и возникло представление о "пушкинской плеяде".
Читать здесь
4.Александр Кушнер "Тютчев (В новом ракурсе)".
"Нет, певца русской природы, русской земли, русских березок из Тютчева не получилось! “Мертвенный покой”, “железный сон” — что уж тут хорошего! Это в школьные годы нам внушили, что он их воспевал. Как бы не так! И по-другому смотришь на знаменитое позднее стихотворение, где у него “Царь Небесный” ходит по русской земле, благословляя ее, а “гордый взор иноплеменный” не понимает ее смиренной красоты: “Эти бедные селенья, Эта скудная природа, Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!” Четвертая строка с этим вынужденным “ты” в ней (чтобы уложиться в “размер”) даже подвывает на “народно-демократический лад”. (И все-таки стихи завораживают, и не смиренная красота у него — это я всякий раз ошибаюсь, вспоминая их, — а “нагота”! “Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной”.)".
5.Евгений Шраговиц "Перекличка трех поэтов: Окуджава, Георгий Иванов, Тютчев".
"УТютчева как победа, так и поражение в борьбе отделены от ее смертельного исхода: в первом голосе “конец” соответствует самой невозможности победы (“Для них нет победы, для них есть конец”). Образы первой части стихотворения Георгия Иванова рисуют еще более трагическую картину, чем первый голос Тютчева, понятия поражения и смерти у Георгия Иванова сближаются: так, метафора “Пепел, что остался от сожженья” и рифма “пораженье — сожженье” связывают поражение со смертью, а “музыка”, которая здесь символизирует поэзию, не спасает от гибели, но, напротив, несет гибель, “сжигает” жизнь. У Тютчева во втором голосе гибель не исключает победы (“Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, / Тот вырвал из рук их победный венец”), однако в обоих голосах смерть неизбежна".
6.Е. ЛУЦЕНКО "Нам не дано предугадать...». Жанровая судьба одного десятистишья".
Еще Ю. Тынянов называл Тютчева мастером фрагмента. Хочется добавить - риторического фрагмента. Главное слово этого стихотворения совсем не Красота, как полагал Л. Толстой, но риторика мелодраматизма, искусное развитие отношений любовного треугольника.
Воображение поэта рисует две сцены: женщина, приподымающая взор, и женщина в момент страстного лобзанья. Однако самого поэта мы не видим, ибо в обоих случаях лирический герой находится извне, за кадром. «Риторика очей небесных» заключается в том, что здесь нет «как мне больно» или «я страдаю». Отношение к даме сердца выражено вполне традиционным жестом ее обольщения. Лирический герой подобен пушкинскому Евгению, выступающему в роли искушенного увещевателя и действующего по хорошо известной схеме: «Чем меньше женщину мы любим...» Это взгляд свысока и противопоставление опыта - невинности, «лазури безоблачной души».
Читать здесь
7.Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ "Фёдор Иванович Тютчев".
Первая строка этой строфы вроде бы соответствует своей метрической схеме. Ямб он и есть ямб… Но что-то уже неуловимо поменялось в ритме; это “что-то” – аккуратно пропущенное ритмическое ударение. Попробуйте прочесть строчку вслух, скандируя и отбивая ритм ладонью, – и вы сразу почувствуете, что в слове “обхватила” словно чего-то недостаёт. Такой эффект объясняется просто: метрическое ударение падает здесь на первый и третий слоги, а языковое – только на третий (“обхватИла”). Пропуск метрического ударения стиховеды называют пиррихий; пиррихии как бы растягивают звучание стиха, облегчают и чуть размывают его.
 Читать здесь
8.Владимир Вейдле "Последняя любовь Тютчева".
В конце января Тютчев был, по свидетельству дочери, нездоров и полон грустных предчувствий. Средиземное море не могло исцелить его печаль. В начале февраля он выдал дочь замуж, а через месяц выехал с женой в Россию. По дороге он остановился на десять дней в Париже, виделся там с друзьями, обедал с Герценом (который писал Огарёву: “Тютчев ещё больше мёд и млеко”) и ещё раз говорил о своём горе с Тургеневым, вспоминавшим позже: “Мы, чтобы переговорить, зашли в кафе на бульваре и, спросив себе из приличия мороженого, сели под трельяжем из плюща. Я молчал всё время, а Тютчев болезненным голосом говорил, и грудь его сорочки под конец рассказа оказалась промокшею от падавших на неё слёз...”
9.Александр ЗОРИН "Изысканность и затемнённость. О поэзии Тютчева".
Если и есть некое инобытие, для Тютчева оно имеет визуальное измерение: высота, высь, небо. В символическом или физическом смысле — трудно понять. Во всяком случае, физический присутствует явно.
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Сны — лейтмотив жизни и поэзии. Во сне приходят важные откровения, ощущения, вроде свиста полозьев на снегу, неотличимого от щебетанья ласточек. Сновидческая реальность будет впечатлять символистов. Они назовут Тютчева своим предтечей.
10.Лев Соболев "Лекция 1. Поэтический мир Тютчева".
Тютчев всегда знал об ограниченности человеческого разума — можно напомнить стихотворение «Фонтан», где “смертной мысли водомёт” рвётся к небу, но осуждён “ниспасть на землю”. Возможно, с этим связано “наличие в наследии поэта прямо противоположных решений одних и тех же вопросов” (Лотман. С. 110). Достаточно сравнить стихотворение «Нет, моего к тебе пристрастья...» (с выраженной в нём жаждой жизни) и «Тени сизые смесились...» (написанное примерно в то же время) с его «Дай вкусить уничтоженья...», чтобы увидеть “прямо противоположные решения” вопроса “бытие/небытие”.
Программное стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» обычно понимается как поэтическое выражение шеллингианства и возражение тем, кто видит в природе лишь бездушный механизм (нетрадиционное понимание этого стихотворения см. в книге И.О. Шайтанова). Природа живёт, движется, разговаривает — здесь Тютчев во многом перекликается с другими поэтами. Он подчёркивает не статику, не покой, а динамику, вечное движение.
Читать здесь
11.Лев Соболев "Лекция 2. Любовная лирика Тютчева".
Почти все писавшие о любовной лирике Тютчева отмечают, что главной героиней его стихов является женщина — её борьба с судьбой; в этой борьбе она гибнет, но не даёт победить себя («Есть и в моём страдальческом застое…»). Герою остаётся мука утраты и раскаянья. “Тютчев знает, что время лечит душевные язвы и притупляет боль утраты, и это кажется ему самым ужасным, — пишет К.В. Пигарёв. — Острота боли для него отраднее, чем омертвение мыслей и чувств, полное равнодушие ко всему, даже к своей потере” (Пигарёв. С. 242). В.А. Жуковский не раз писал об отрадной силе воспоминанья, памяти, словно противостоящей смерти и уничтоженью. Тютчев написал об этом по-своему.
12.Светлана Белокурова "Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Семинар по поэзии Ф.И. Тютчева".
Задания к семинару.
Соотнесите прочитанные к предыдущему уроку стихотворения с темами, которые обычно выделяют исследователи в тютчевском творчестве: «Хаос и космос» (двоемирие Тютчева), «Человек посреди вселенского хаоса», «Природа в лирике поэта», «Любовная лирика», «Образ России в лирике Тютчева».
Составьте оглавление предполагаемого сборника тютчевских стихов, распределив их по названным тематическим разделам. Какие стихи оказались бы вне такого тематического деления, а какие, напротив, пришлось бы разместить сразу в нескольких разделах? Почему?
Читать здесь
13.Елена Лунина "Пушкин — Лермонтов — Тютчев".
Как это ни покажется странным, при всём образно-концептуальном различии стихотворений Пушкина и Лермонтова общего в них больше, чем может показаться после только что проведённого анализа. Чтобы это почувствовать, достаточно, например, положить рядом с этими текстами стихотворение Ф.И. Тютчева «Над виноградными холмами», которое, между прочим, относится к раннему этапу его творчества (первой половине 30-х годов XIX века) и вполне современно текстам Пушкина и Лермонтова.
14.Наталья Беляева "Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчев".
Если учитель изучает стихи Тютчева на трёх уроках, то работу со стихотворением «С поляны коршун поднялся…» можно организовать в режиме отдельного урока обучения выразительному чтению. Для организации такого урока можно использовать определённый алгоритм работы. Вот несколько вариантов.
  • Чтение стихотворения учителем.
  • Перечитывание его учениками про себя.
  • Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
  • Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
  • Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
  • Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
  • Наблюдения над грамматическими, морфологическими и фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение её голосом.
  • Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.
  • Обучение выразительному чтению по строфам.
  • Работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель — подготовленные ученики — аудиозапись).
  • Выразительное чтение всего стихотворения.
  • Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).
Читать здесь
15.Валентина КОНЬКОВА "Категория времени в лирике Ф.И. Тютчева. Материалы к уроку. 10-й класс".
Объектом моего исследования стали более 242 стихотворений Тютчева. В их названии, теме, образах я искала ответ на вопрос о том, какое место занимает категория времени в лирике Тютчева.
16.Марина БОЧАРОВА "Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева".
Поэтический мир Тютчева представляет собой бинарную структуру, в пределах которой происходит постоянное столкновение и противопоставление элементов, соотносящихся с одним из двух смысловых центров — земным или “иным”, высшим миром. Лирический герой изначально принадлежит к пространству земного мира. Тем не менее он способен ощущать и присутствие некой иной реальности, поэтому в основе практически всех стихотворений Тютчева — попытка описать эти сферы и дать оценку каждой из них. Отношение субъекта может меняться в зависимости от его позиции — точки зрения обычного человека или того, кто смог хотя бы на мгновение соприкоснуться с неземным миром.
17.Владислава Николаева "Лирика Ф.И. Тютчева".
Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие—Небытие”. Она имеет своё наполнение:
Бытие
Жизнь
Реальное
“Жизни некий
преизбыток”
Любовь
Юг
Россия
Небытие
Смерть
Ирреальное
Уничтожение
человеческого “я”
Самоубийство
Север
Запад
Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:
сон, сумрак, дремота.
18.Гаспаров М.Л. "Композиция пейзажа у Тютчева".
Специфика композиции в описательной поэзии, стало быть, заключается в том, что движение изображаемого времени подменяется или дополняется в нем движением читательского времени; движение событий – движением взгляда по неподвижному миру. Это движение взгляда, однако, присутствует в пейзажных стихотворениях тоже не везде. В стихотворении (1) «Чародейкою Зимою...» взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ... блестит»; вторая («И стоит он,! околдован...») детализирует первый заданный мотив, «стоит»; третья (с... он весь вспыхнет и заблещет...») детализирует второй заданный мотив, «блестит». Этим и достигается развитие темы – средством, характерным более для логически строимой риторико-публицистической лирики, чем для описательной. Опасное ощущение «топтания на месте» снимается, может быть, не до конца, – но оно оправдано самой темой «стоит», темой околдованной неподвижности.
Читать здесь
19.Оксана Смирнова "Уроки по творчеству Тютчева в 10 классе".
Материалы на сайте автора.   ЖЖ автора

Комментариев нет: