четверг, 30 января 2014 г.

Городской мастер-класс "Стратегии смыслового чтения". О любви и квартире

      22 января 2014 года я приняла участие в городском семинаре "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом" для учителей русского языка и истории на базе школы №25.
      Мой мастер-класс назывался "Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла". В основе занятия лежал увлекательный рассказ Дениса Драгунского "Окна во двор". Что было? Чтение с остановками, сильные позиции текста, толстые и тонкие (продуктивные и репродуктивные) вопросы, виды информации в художественном тексте, преобразование информации в схему, просто обсуждение рассказа (смысл названия, ассоциации, связанные с заголовком,  как повествователь относится к своему приятелю-бизнесмену,  мужчина и две женщины, квартира, любовь). Было весело! Спасибо учителям и писателю Д.Драгунскому.
Для коллег сделала эту таблицу и толковый словарь.
Владислав Ходасевич "Окна во двор".
Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла
Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
Примечания
I. До чтения текста
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).

Виды информации в художественном тексте
·           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
·         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
·         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
1.Автор. Что известно о нём?
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.

3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
II.По ходу чтения текста
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.

3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
III. После чтения текста
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
1.Главная мысль текста.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).
2.Виды информации в художественном тексте.
·         Фактуальная.
·         Подтекстовая.
·         Концептуальная
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.

Репродуктивные. 
Есть в тексте однозначный ответ.

3.Сильные позиции текста.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
4.Вторичные тексты.
·         План.
·         Пересказ.
·         Тезисы.
·         Конспект.
«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…

Денис Драгунский «Окна во двор». Толковый словарь
Галерист. Искусствовед, предприниматель.
Маршан. Торговец.
Остекленевший взгляд.  Глаза открыты, но неподвижны, как под гипнозом.
Взор.  1) Направленность, устремленность глаз в сторону кого-л., чего-л. 2) Выражение глаз.
Инфаркт. 1) Омертвение участка органа или ткани вследствие внезапного нарушения его кровообращения. 2) Участок органа или ткани, подвергшийся омертвению вследствие внезапного нарушения его кровообращения. 3) разг. Инфаркт миокарда.
Санаторий. Лечебно-профилактическое учреждение для лечения преимущественно природными (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтическими средствами, диетой и режимом. Различают санатории общего типа и специальные (детские, туберкулезные и др.).
Швабра. 1) Метла из мочала, веревок, щетины и т.п., вделанных в колодку. 2) перен. разг. Стрижка с короткими волосами на середине головы.
Каретный Ряд. Улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Среднего Каретного переулка до Садово-Каретной улицы.
Депрессия.  В медицине - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими (телесными, не психическими) нарушениями. В экономике - фаза экономического цикла, наступающая после кризиса перепроизводства. Характеризуется прекращением упадка производства, постепенным рассасыванием "излишка" товарных масс, вялой хозяйственной конъюнктурой, большой безработицей. Синоним депрессии - стагнация.
Трахаться. 1) Падать, валиться с сильным треском, грохотом, шумом. 2) Сильно ударяться обо что-л.(в словаре другого значения нет).
Партнёр. 1. Участник какой-н. совместной деятельности. Деловой п. Торговый п. Страны-партнеры (государства - участники какого-н. союза, блока, соглашения). П. по рыбалке. 2. Участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику. Партнеры согласились на ничью. П. балерины. II ж. партнерша, -и (ко 2 знач.; разг.). II прил. партнерский, -ая, -ое.
Соблазнять.  1) а) Увлекать, привлекать, прельщать чем-л. заманчивым, выгодным, приятным и т.п. б) Вызывать чувственное влечение. в) Добиваться обладания женщиной, девушкой. 2) Быть заманчивым, выглядеть соблазнительным. 3) Побуждать, склонять к чему-л. греховному, вводить в грех.
Койка. 1) Подвесная постель (обычно из парусины на судне). 2) Односпальная кровать (в больнице, казарме и т.п.). 3) перен. разг. Единица учета мест в больнице, гостинице и т.п.

Комментариев нет: