Москва
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе (апрель 2014)
Методические рекомендации
5.4. Сочинение
Рекомендовано проведение промежуточной аттестации в форме сочинения в 10-11 классах по предмету «Литература» (а также «История», «Обществознание», «Экономика», «Право»),
Сочинение проводится без предварительной подготовки. При написании сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам, темы сочинения указываются в рекомендациях Учредителя и объявляются в день проведения сочинения.
Преимущество использования данной формы в проведении промежуточной аттестации обучающихся 10-11 классов заключается в том, что она позволяет оценить не только умение создавать тексты на русском языке, но и степень их личностной и социальной зрелости, приобщает учащихся к ценностям национальной и мировой культуры и стимулирует творческий подход к применению результатов освоения основной образовательной программы и выполнению практико-ориентированных заданий.
Порядок проведения сочинения
1. Промежуточная аттестация в форме сочинения может проводиться с учетом вариативности тем и наличия гибкой системы критериев оценки.
2. Организатором сочинения является Учредитель или образовательная организация.
3. Дату и время проведения сочинения определяет Учредитель образовательной организации или образовательная организация.
4. Для написания сочинения-рассуждения, требующего глубокого раскрытия темы, рекомендуется предоставлять время не менее 4 часов.
5. Обучающимся, отсутствовавшим по уважительной причине в день проведения сочинения, должна быть предоставлена возможность написать сочинение в другой день.
6. Сочинение пишется по одной из заданных проблемных тем.
7. Конкретные темы сочинений размещаются на официальном сайте образовательной организации и доводятся до сведения учащихся в день написания сочинения.
8. Во время работы над сочинением обучающиеся имеют возможность использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет.
9. Во время проведения сочинения не разрешается использовать мобильные средства голосовой связи во избежание нарушений условий проведения промежуточной аттестации.
10. Сочинение может быть написано гелевой ручкой на бланке, утвержденном образовательной организацией. По желанию экзаменуемого ему может быть предоставлена возможность набрать текст сочинения в электронном виде с последующей распечаткой на утвержденном бланке.
11. Сочинение должно соответствовать нормам русского литературного языка.
12. Рекомендуемый объем сочинения - не менее 200 слов.
13. Сочинение может оцениваться по 100-балльной, 5-балльной шкале или иной системе по усмотрению образовательной организации.
14. По итогам проверки за сочинение могут быть выставлены как две отдельные оценки за содержательные характеристики и речевое оформление, так и одна общая оценка.
15. В соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации сочинение может быть зачтено в качестве переводного.
16. Возможной формой публичной защиты сочинения может являться размещение его сканированной копии без оценок и исправлений экспертов на сайте образовательной организации. Возможность доступа к размещенным на сайте работам обеспечивает образовательная организация.
17. Для оценивания сочинения приказом руководителя образовательной организации рекомендуется утвердить экспертную комиссию из числа учителей образовательной организации, представителей Управляющего совета, учителей образовательных организаций микрорайона.
18. Для проверки сочинений рекомендуется предоставлять отсканированные копии сочинений в распечатанном виде. Все оценки и исправления рекомендуется вносить только в бумажную копию сочинения.
19. На проверку сочинений рекомендуется отводить не более 10 рабочих дней. Эксперты имеют право использовать электронные средства верификации текста.
20. В случае несогласия с выставленной оценкой учащийся может обратиться в конфликтную комиссию, назначенную приказом руководителя образовательной организации из числа администрации и учителей, не преподающих в данном классе.
21. Ответственность за общую организацию сочинения (размещение обучающихся в аудиториях, питьевой режим и т.п.) несет образовательная организация.
Отправной точкой для раскрытия темы сочинения могут стать:
- Вопросы роли книг, литературы и искусства в жизни человека. При этом предпочтительно опираться на произведения, которые эмоционально затрагивают экзаменуемого, побуждают его к творческому осмыслению собственного опыта, полученного за время школьного обучения (в том числе в форме воображаемого диалога или полемики с писателем, ученым, известной личностью или даже вымышленным персонажем). Тема также может представлять собой цитату из научного, художественного или публицистического текста.
- Вопросы моральной оценки тех или иных явлений современности, событий прошлого; попытка представить собственное будущее (например, свою будущую профессию), будущее своей страны или глобальные тенденции развития науки и культуры.
- Оценка роли образования в жизни человека; преломление полученных учащимися знаний в контексте их жизненного опыта; использование фундаментальных понятий науки для раскрытия собственной мировоззренческой позиции.
- Поиск связи между данными науки и извечными вопросами бытия; соотнесение знания и достижений науки с понятиями морали и нравственности, с гражданской и личностной позицией учащегося.
- Формулирование собственного отношения учащегося к тем или иным морально-этическим проблемам; раскрытие им собственной мотивации к познанию и готовности к саморазвитию.
- Взгляды на исторические события, историческую роль той или иной личности; обоснование проблемы выбора, с которой сталкиваются люди, народы, государства.
- Попытка определить нравственные критерии, которыми можно руководствоваться в жизни; меру собственной социальной зрелости учащегося, готовности к взрослой жизни и ответственности за будущее.
Основными критериями оценки сочинения являются: соответствие орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам, соответствие теме, полнота раскрытия темы, фактическая точность, умение аргументировать, связность текста, композиционное оформление, личностная позиция. Если сочинение предполагает самостоятельное формулирование темы учащимся, то оценивается также оригинальность формулировки и творческий подход.
Возможные критерии оценивания сочинения в 100-балльной системе оценки:
90-100 баллов
В написании сочинения видна самостоятельность и личная позиция. Сочинение полностью соответствует сформулированной теме. Обучающийся раскрыл тему сочинения в историческом или литературном контексте или (если это предполагает тема сочинения) в контексте творчества писателя (поэта), убедительно доказал свою точку зрения. Тема раскрыта широко. В тексте сочинения представлены 2-3 цитаты, убедительно подтверждающие точку зрения экзаменуемого. Сочинение выстроено логично и последовательно. В работе
обоснованно использованы теоретико-литературные и научные понятия, терминология, ошибки в их применении отсутствуют. Допущено не более 1-2 речевых ошибок. Фактические ошибки отсутствуют. В тексте сочинения допускается не более 1 пунктуационной и 1 грамматической ошибки.
80-89 баллов
Сочинение полностью соответствует теме. Обучающийся раскрыл тему сочинения, убедительно доказал свою точку зрения. Сочинение выстроено логично и последовательно, но в тексте сочинения использовано менее 2 цитат. В тексте сочинения допущена 1 негрубая фактическая ошибка, не более 1 логической ошибки и не более 2-3 речевых ошибок. Допускается не более 4 пунктуационных ошибок, 1 грамматической ошибки.
70-79 баллов
Обучающийся раскрыл тему сочинения, убедительно доказал свою точку зрения. Сочинение выстроено в целом логично и последовательно, но в тексте сочинения отсутствуют цитаты. Допущено не более 2 фактических, 2 логических ошибок и не более 4 речевых ошибок. Допускается не более 5 пунктуационных и 2 грамматических ошибок.
60-69 баллов
Тема сочинения в целом раскрыта, но преобладает необоснованный пересказ. В тексте допущено не более 3 фактических ошибок, не более 3 логических и 4-5 речевых ошибок. Допускается наличие 6 пунктуационных и 3 грамматических ошибок.
50-59 баллов
Тема сочинения раскрыта обучающимся поверхностно или односторонне. Цитаты отсутствуют или приведены с искажениями и/или фактическими ошибками. В тексте сочинения допущено не более 4 фактических, 4 логических и 5-6 речевых ошибок. Допускается не более 8 пунктуационных и 4 грамматических ошибок.
40-49 баллов
Тема сочинения раскрыта поверхностно или односторонне. Цитаты отсутствуют или приведены с искажениями и/или фактическими ошибками. В тексте сочинения допущено 5 фактических, 5 логических и 6-7 речевых ошибок. Допускается не более 10 пунктуационных и 5 грамматических ошибок.
39 баллов и ниже
Тема сочинения не раскрыта. Цитаты отсутствуют. Язык сочинения беден. В тексте сочинения допущено более 5 фактических, более 5 логических и более 7 речевых ошибок. Допущено более 10 пунктуационных и более 5 грамматических ошибок.
Примерная шкала перевода 100-балльной шкалы в 5-балльную:
«5» — 80-100 баллов
«4» — 60-79 баллов
«3» — 40-59 баллов
«2» — 39 баллов и ниже
Наличие самостоятельных исправлений допущенных неточностей или ошибок не влияет на итоговый балл обучающегося.
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе (апрель 2014)
Методические рекомендации
5.4. Сочинение
Рекомендовано проведение промежуточной аттестации в форме сочинения в 10-11 классах по предмету «Литература» (а также «История», «Обществознание», «Экономика», «Право»),
Сочинение проводится без предварительной подготовки. При написании сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам, темы сочинения указываются в рекомендациях Учредителя и объявляются в день проведения сочинения.
Преимущество использования данной формы в проведении промежуточной аттестации обучающихся 10-11 классов заключается в том, что она позволяет оценить не только умение создавать тексты на русском языке, но и степень их личностной и социальной зрелости, приобщает учащихся к ценностям национальной и мировой культуры и стимулирует творческий подход к применению результатов освоения основной образовательной программы и выполнению практико-ориентированных заданий.
Порядок проведения сочинения
1. Промежуточная аттестация в форме сочинения может проводиться с учетом вариативности тем и наличия гибкой системы критериев оценки.
2. Организатором сочинения является Учредитель или образовательная организация.
3. Дату и время проведения сочинения определяет Учредитель образовательной организации или образовательная организация.
4. Для написания сочинения-рассуждения, требующего глубокого раскрытия темы, рекомендуется предоставлять время не менее 4 часов.
5. Обучающимся, отсутствовавшим по уважительной причине в день проведения сочинения, должна быть предоставлена возможность написать сочинение в другой день.
6. Сочинение пишется по одной из заданных проблемных тем.
7. Конкретные темы сочинений размещаются на официальном сайте образовательной организации и доводятся до сведения учащихся в день написания сочинения.
8. Во время работы над сочинением обучающиеся имеют возможность использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет.
9. Во время проведения сочинения не разрешается использовать мобильные средства голосовой связи во избежание нарушений условий проведения промежуточной аттестации.
10. Сочинение может быть написано гелевой ручкой на бланке, утвержденном образовательной организацией. По желанию экзаменуемого ему может быть предоставлена возможность набрать текст сочинения в электронном виде с последующей распечаткой на утвержденном бланке.
11. Сочинение должно соответствовать нормам русского литературного языка.
12. Рекомендуемый объем сочинения - не менее 200 слов.
13. Сочинение может оцениваться по 100-балльной, 5-балльной шкале или иной системе по усмотрению образовательной организации.
14. По итогам проверки за сочинение могут быть выставлены как две отдельные оценки за содержательные характеристики и речевое оформление, так и одна общая оценка.
15. В соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации сочинение может быть зачтено в качестве переводного.
16. Возможной формой публичной защиты сочинения может являться размещение его сканированной копии без оценок и исправлений экспертов на сайте образовательной организации. Возможность доступа к размещенным на сайте работам обеспечивает образовательная организация.
17. Для оценивания сочинения приказом руководителя образовательной организации рекомендуется утвердить экспертную комиссию из числа учителей образовательной организации, представителей Управляющего совета, учителей образовательных организаций микрорайона.
18. Для проверки сочинений рекомендуется предоставлять отсканированные копии сочинений в распечатанном виде. Все оценки и исправления рекомендуется вносить только в бумажную копию сочинения.
19. На проверку сочинений рекомендуется отводить не более 10 рабочих дней. Эксперты имеют право использовать электронные средства верификации текста.
20. В случае несогласия с выставленной оценкой учащийся может обратиться в конфликтную комиссию, назначенную приказом руководителя образовательной организации из числа администрации и учителей, не преподающих в данном классе.
21. Ответственность за общую организацию сочинения (размещение обучающихся в аудиториях, питьевой режим и т.п.) несет образовательная организация.
Отправной точкой для раскрытия темы сочинения могут стать:
- Вопросы роли книг, литературы и искусства в жизни человека. При этом предпочтительно опираться на произведения, которые эмоционально затрагивают экзаменуемого, побуждают его к творческому осмыслению собственного опыта, полученного за время школьного обучения (в том числе в форме воображаемого диалога или полемики с писателем, ученым, известной личностью или даже вымышленным персонажем). Тема также может представлять собой цитату из научного, художественного или публицистического текста.
- Вопросы моральной оценки тех или иных явлений современности, событий прошлого; попытка представить собственное будущее (например, свою будущую профессию), будущее своей страны или глобальные тенденции развития науки и культуры.
- Оценка роли образования в жизни человека; преломление полученных учащимися знаний в контексте их жизненного опыта; использование фундаментальных понятий науки для раскрытия собственной мировоззренческой позиции.
- Поиск связи между данными науки и извечными вопросами бытия; соотнесение знания и достижений науки с понятиями морали и нравственности, с гражданской и личностной позицией учащегося.
- Формулирование собственного отношения учащегося к тем или иным морально-этическим проблемам; раскрытие им собственной мотивации к познанию и готовности к саморазвитию.
- Взгляды на исторические события, историческую роль той или иной личности; обоснование проблемы выбора, с которой сталкиваются люди, народы, государства.
- Попытка определить нравственные критерии, которыми можно руководствоваться в жизни; меру собственной социальной зрелости учащегося, готовности к взрослой жизни и ответственности за будущее.
Основными критериями оценки сочинения являются: соответствие орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам, соответствие теме, полнота раскрытия темы, фактическая точность, умение аргументировать, связность текста, композиционное оформление, личностная позиция. Если сочинение предполагает самостоятельное формулирование темы учащимся, то оценивается также оригинальность формулировки и творческий подход.
Возможные критерии оценивания сочинения в 100-балльной системе оценки:
90-100 баллов
В написании сочинения видна самостоятельность и личная позиция. Сочинение полностью соответствует сформулированной теме. Обучающийся раскрыл тему сочинения в историческом или литературном контексте или (если это предполагает тема сочинения) в контексте творчества писателя (поэта), убедительно доказал свою точку зрения. Тема раскрыта широко. В тексте сочинения представлены 2-3 цитаты, убедительно подтверждающие точку зрения экзаменуемого. Сочинение выстроено логично и последовательно. В работе
обоснованно использованы теоретико-литературные и научные понятия, терминология, ошибки в их применении отсутствуют. Допущено не более 1-2 речевых ошибок. Фактические ошибки отсутствуют. В тексте сочинения допускается не более 1 пунктуационной и 1 грамматической ошибки.
80-89 баллов
Сочинение полностью соответствует теме. Обучающийся раскрыл тему сочинения, убедительно доказал свою точку зрения. Сочинение выстроено логично и последовательно, но в тексте сочинения использовано менее 2 цитат. В тексте сочинения допущена 1 негрубая фактическая ошибка, не более 1 логической ошибки и не более 2-3 речевых ошибок. Допускается не более 4 пунктуационных ошибок, 1 грамматической ошибки.
70-79 баллов
Обучающийся раскрыл тему сочинения, убедительно доказал свою точку зрения. Сочинение выстроено в целом логично и последовательно, но в тексте сочинения отсутствуют цитаты. Допущено не более 2 фактических, 2 логических ошибок и не более 4 речевых ошибок. Допускается не более 5 пунктуационных и 2 грамматических ошибок.
60-69 баллов
Тема сочинения в целом раскрыта, но преобладает необоснованный пересказ. В тексте допущено не более 3 фактических ошибок, не более 3 логических и 4-5 речевых ошибок. Допускается наличие 6 пунктуационных и 3 грамматических ошибок.
50-59 баллов
Тема сочинения раскрыта обучающимся поверхностно или односторонне. Цитаты отсутствуют или приведены с искажениями и/или фактическими ошибками. В тексте сочинения допущено не более 4 фактических, 4 логических и 5-6 речевых ошибок. Допускается не более 8 пунктуационных и 4 грамматических ошибок.
40-49 баллов
Тема сочинения раскрыта поверхностно или односторонне. Цитаты отсутствуют или приведены с искажениями и/или фактическими ошибками. В тексте сочинения допущено 5 фактических, 5 логических и 6-7 речевых ошибок. Допускается не более 10 пунктуационных и 5 грамматических ошибок.
39 баллов и ниже
Тема сочинения не раскрыта. Цитаты отсутствуют. Язык сочинения беден. В тексте сочинения допущено более 5 фактических, более 5 логических и более 7 речевых ошибок. Допущено более 10 пунктуационных и более 5 грамматических ошибок.
Примерная шкала перевода 100-балльной шкалы в 5-балльную:
«5» — 80-100 баллов
«4» — 60-79 баллов
«3» — 40-59 баллов
«2» — 39 баллов и ниже
Наличие самостоятельных исправлений допущенных неточностей или ошибок не влияет на итоговый балл обучающегося.
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
13 комментариев:
Светлана Георгиевна! Если я выбрала тему " Взгляд на исторические события, ист. Личность. ..", нужно ли мне брать произведение из русской литературы? .например, "Житие Сергия Радонежского", Б. Зайцев " Сергий Радонежский". Или это делать не нужно? Спасибо. С уважением, Людмила
Здравствуйте, Людмила! В качестве аргумента или примера нужно взять "произведение из русской литературы". Успехов Вам!
Светлана Георгиевна, подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть примерные темы сочинений? спасибо.
В каждом городе будут свои темы сочинений. У нас, например, темы будут известны в день написания сочинения.
Здравствуйте!
Не могли бы Вы подсказать, это официальные рекомендации? Не затруднит ли Вас указать источник?
Здравствуйте! Я всегда указываю источники. Ссылка вверху. Да, это рекомендации для московских школ.
Здравствуйте! Хотел бы узнать, будут ли свободные темы?
Здравствуйте, хотел бы узнать, с каких устройств имеют возможность обучающиеся использовать "ресурсы сети Интернет".
Вы можете задать эти вопросы своей учительнице.
Влияет ли это сочинение на перевод в 11 класс?
Узнайте об этом у своего учителя.
здравствуйте! А клише можете дать?
Можно ли использовать в качестве аргументов примеры из зарубежной литературы 18-20 веков?
Отправить комментарий