"Филолог"
Галина Ребель
Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка
(Проект)
I. Содержание и стиль.
Галина Ребель
Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка
(Проект)
Возвращение
школьного сочинения по литературе в экзаменационную сетку – это благо
или зло? это шанс возрождения оттесненного на периферию образования
предмета или узда, которая формализует подходы к его изучению и
окончательно отобьет вкус к свободному, творческому чтению? в плане
стратегии образования и развития социума в целом – это прорыв блокады
или отступление на последние рубежи?
На
данном этапе, то есть на этапе только начинающегося обсуждения, когда
еще не монополизирован процесс выработки идеологии и содержания
экзамена, издания соответствующих инструктивно-методических материалов,
организации курсов переподготовки учителей – а это, как мы все прекрасно
понимаем, новые рычаги управления и новые лакомые источники
финансирования, – иными словами, пока еще не началась (?) и не кончилась
очередным поражением профессионалов битва за ресурс, следует сказать,
что сама идея воскресить школьное сочинение по литературе – это,
безусловно, шанс.
Шанс
возродить интерес к предмету, содержанием которого является воплощенный
в художественные образы смысл человеческого бытия.
Шанс
дать юным читателям эстетические, интеллектуальные и нравственные
ориентиры, расширить горизонты представлений о жизни и человеке, привить
вкус к свободному полету мысли, к полемике, к самостоятельному
творческому поиску.
Шанс
обретения или упрочения национальной самоидентификации через то лучшее,
что создано в национальной культуре и что в случае русской классической
литературы является несомненным предметом национальной гордости.
Есть
и более «прагматическая» задача: художественная литература – это,
помимо всего прочего, мощный аналитический инструмент, дающий такое
глубокое и целостное описание социума и человека в нем, которое науке
подвластно только выборочно и по частям, неслучайно гуманитарные,
социальные науки очень активно оперируют художественным материалом –
достаточно напомнить, что философия и психология XX века многим обязаны Достоевскому.
И тут сразу уточним: все вышесказанное требует полноценного преподавания литературы,
а не просто введения экзаменационного сочинения. Выпускное сочинение –
это финальная точка долгого и сложного пути. Но оно безусловно может
стать «паровозиком», стимулом для возрождения урока литературы.
Исходное положение
Прежде
всего нужно трезво оценить сегодняшнее состояние дел, грамотно
сформулировать подходы к организации экзамена и продумать и реализовать
цепь мероприятий, призванных способствовать решению задачи.
А
для начала – признать тот печальный факт, что сегодня написать
сочинение по литературе – непосильное задание не только для абсолютного
большинства выпускников школ, но и для очень многих
преподавателей-словесников, выпускников филологических факультетов
педагогических вузов.
Это
результат тех реформаций, а точнее деформаций, которым в сфере
гуманитарного образования подвергалась средняя и высшая школа на
протяжении последних десятилетий.
Ведь
и к варианту ЕГЭ школа переходила уже не от классического «рутинного»
сочинения, а от так называемого эссе, под которым понимали и писали кто
во что горазд, – соответственно и оценивались такие работы абсолютно
субъективно1.
Это с одной стороны. С другой стороны, школьники в процессе подготовки к
сочинению в рамках существующего формата ЕГЭ по русскому языку
основательно «подсели» на шаблон, который им вдалбливали все эти годы:
независимо от содержания предложенного для анализа текста, используются
одни и те же логико-синтаксические конструкции, связки, обороты речи и
абсолютно преобладает обтекаемость суждений, рассчитанных
преимущественно на то, чтобы написать «правильно», независимо от того,
что думаешь (думаешь ли вообще), по указанному поводу. В изредка
встречающихся в этих опусах литературных примерах герои кочуют из
произведения в произведение, из эпохи в эпоху, меняются партнерами и
судьбами, сами произведения перетасовываются между авторами произвольно и
анекдотично… Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Так что стартовать приходится с положения лежа.
Разумеется,
есть хорошие школы и хорошие учителя, которые все эти годы держали
форму, – но сочинение по литературе отныне становится не уделом
избранных, а обязательной формой аттестации для всех.
И – повторимся – шансом и способом поднять качество преподавания литературы в целом.
Подступы к решению проблемы
В
СМИ уже появился целый ряд публикаций на тему того, как будет и должна
внедряться в жизнь новая инициатива руководства. В разных изданиях, в
зависимости от степени их идеологической раскованности и
профессиональной компетентности, преобладают официальный оптимизм, или
робкие надежды, или беспросветный скепсис, или неудержимое
прожектерство. Например, один из авторов предлагает заменить
«традиционное» (?) сочинение написанием сиквелов – продолжений
классических текстов. Не говоря уже о том, что далеко не все способны к
такого рода фантазиям на литературные темы, непонятно, что будет
проверяться такой работой и как она будет оцениваться. Во всяком случае,
к экзамену по литературе это вряд ли имеет отношение. А в процессе
обучения – почему бы не поиграть и в такую игру.
Однако есть и серьезные начинания. На сайте http://sochinenie.wikivote.ru/
организованы общественные консультации на интересующую нас тему. Здесь
можно, зарегистрировавшись, отслеживать динамику обсуждения и вносить
собственные предложения.
Уже
опубликованные идеи и формулировки демонстрируют, сколь сложна
поставленная задача, дают интересный материал для осмысления и
провоцируют новые вопросы.
Остановимся на некоторых моментах, которые показались наиболее существенными.
Организационный формат
Судя
по всему, на первом этапе внедрения выпускного сочинения (2014 – 2019
гг.) это будет совмещенный экзамен по русскому языку и литературе: ЕГЭ
по языку сузится до частей A и B, а место сочинения-рассуждения на общеморальные темы на базе предложенного текста (часть C) займет сочинение по литературе, в пользу которого придется перераспределить отведенное на экзамен время.
Не лучший вариант, но, по-видимому, на первых порах самый оптимальный с точки зрения сугубо организационной.
Жанр и тема
Вот тут начинаются сложности собственно предметного, содержательного характера. Начнем с анализа некоторых из опубликованных на сайте формулировок, так будет наглядней.
Самой рейтинговой на момент написания этой статьи является следующая тема:
«Согласился бы Н.В. Гоголь с современными трактовками его поэмы “Мертвые души” как сатиры на крепостничество?».
Вопрос поставлен таким образом, что очевидно
подталкивает к отрицательному ответу: нет, не согласился бы. Но дело не
только в этом. Предложенная формулировка вызывает целый каскад встречных вопросов.
Что значит в этом контексте «современные трактовки»?
Современные Гоголю? Или нам? Дело в том, что уже современники Гоголя
горячо полемизировали друг с другом по поводу гоголевской поэмы и
категорически расходились во мнениях. К сегодняшнему дню накопилось
множество разных интерпретаций романа. Почему из этого разнообразия
вычленяется и абсолютизируется «социально-эстетическая» трактовка?
Почему именно ей присваивается статус «современной»? Должен
ли школьник владеть тем литературно-критическим и литературоведческим
материалом, без которого невозможно компетентно ответить на поставленный
вопрос? А разве в «Мертвых душах» нет сатиры на крепостное
право? Детям предлагается видеть в этом романе только эпический размах и
религиозно-мистические смыслы? И
что означает формула «согласился бы Гоголь…»? Предполагается, что автор
всегда прав в оценке собственных созданий? Понимает ли школьник, что
несогласие автора с трактовкой его произведения не означает
неправомерности трактовки, и готов ли он в связи с этим оспорить саму
формулировку темы?
Совершенно очевидно, что желание уйти от шаблона в данном случае завело в дебри.
Другой вариант:
«Можно ли считать преждевременную смерть Базарова его самоубийством – хотя бы неосознанным?».
Эта тема не вырастает из произведения (ни малейших
оснований для такого предположения роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не
дает), она есть плод произвольного допущения, которое провоцирует
учеников заниматься такими же допущениями вместо анализа текста.
Предложенные
профессионалами, эти варианты тем свидетельствуют о том, что корректные
нестандартные формулировки даются непросто, а стремление к
оригинальности грозит обернуться подменами и невнятицей.
Непросто обстоит дело и с определением жанра сочинения.
Вышеприведенные темы даны в рубрике сочинения-рассуждения литературоведческого характера. А вот вариант сочинения-рассуждения проблемного характера на литературную тему:
«Романист или драматург: кому сложнее изображать человеческий характер?»
Однако это тоже литературоведческая тема, более того – с явственным теоретическим
уклоном: ведь для того, чтобы ее раскрыть, нужно объяснить
жанрово-родовую специфику соответствующих литературных форм и принципы
изображения человека в каждой из них.
Вообще любое сочинение носит проблемный характер, литературоведческое в том числе. Разве темы, посвященные «Мертвым душам» и Базарову, беспроблемны?
Вариант сочинения-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или социально-аналитическую тему предлагается следующий:
«Небольшая
неточность требует больших объяснений (Кларенс Эйрс). Всегда ли
необходимо говорить правду или есть обстоятельства, в которых лучше
врать?»
И опять – недоумение:
Как соотносятся между собой две фразы, составляющие тему? Предполагается, что вопрос вытекает из приведенной цитаты? Однако небольшая неточность, требующая больших объяснений, и заведомая ложь вместо правды в определенных обстоятельствах (например, ложь во спасение) – это абсолютно разные вещи.
Какое
отношение эта тема имеет к предмету литература? Автор цитаты –
экономист, то есть опираться на его художественные сочинения невозможно,
к тому же, как уже отмечено, он говорит не о том, о чем вопрошают
составители задания. Автору сочинения тем самым предоставляется полное
право пуститься в отвлеченные разглагольствования, игнорируя
литературный материал. Как это задание проверяет знания по литературе?
Разумеется,
есть и более удачные формулировки, но приведенные примеры привлекли
наше внимание в качестве свидетельства того, что профессионально
грамотно, корректно сформулировать тему сочинения и определить его
жанровый характер порой не менее сложно, чем написать саму работу.
Среди предложений на сайте http://sochinenie.wikivote.ru/ есть вариант, который позволяет уйти от изобретения тем: это анализ незнакомого художественного текста – стихотворения, отрывка или небольшого по объему произведения.
Однако
задание такого типа и выполнялось до сих в рамках части С. Тот шаблон,
который помогал создавать отписки на публицистические темы, будет
заменен шаблоном литературоведческим, и мы рискуем в большинстве случаев
получить имитацию анализа с жонглированием зазубренными терминами и
заученными технологиями, независимо от того, подходят они для объяснения
данного конкретного текста или нет. К этой методе, к сожалению, нередко
прибегают даже студенты-филологи.
Необходимость
читать литературу – то есть делать то, ради чего затевается новая форма
аттестации, – в этом случае опять-таки отпадает.
Концепция
Прежде чем предлагать варианты проведения экзамена, нужно очень четко понимать, для чего он проводится.
Какова цель экзаменационного сочинения по литературе?
Проверить знание литературы и умение выстроить самостоятельное рассуждение на литературную тему.
Нагромождение
на эту формулировку сверхзадач – нравственно-философских,
социально-психологических, общекультурных, патриотических и т.д. и т.п.
– в данном случае абсолютно излишне, так как все это и составляет
проблематику художественной литературы, соответственно литературная тема
неизбежно ставит пишущего перед необходимостью так или иначе коснуться
мировоззренческих, социальных, этических проблем и при этом дает
содержательный, высококачественный материал для их осмысления и
освещения.
Предлагать
темы эссе вне связи с литературой – значит, во-первых, создавать
лазейку для нерадивых (зачем читать, если можно не читать или прочитать
два-три произведения, которые сгодятся на все случаи?), а во-вторых,
провоцировать демагогию вместо предметных, доказательных рассуждений.
При
этом следует учитывать то обстоятельство, что экзаменационные задания
формулируются не для избранных, а для всех, то есть они, вместе с
критериями оценки, должны обеспечивать диапазон возможностей,
предусматривающих положительное сальдо для «слабого», но подготовленного
к экзамену ученика и максимальную оценку работы эрудированного,
одаренного выпускника.
Как
свидетельствуют приведенные выше примеры, да и весь многолетний
коллективный учительский и ученический опыт, создание «банка тем» –
задача сложная и неблагодарная: придумать корректные и оригинальные темы
сложно, запущенные однажды, они тут же обесцениваются, «выходят в
тираж». А если учесть, что придется ежегодно готовить девять пакетов (по
числу часовых поясов) из минимум трех – пяти тем, то очевидно, что
варианты формулировок неизбежно будут становиться все более неуклюжими и
произвольными и/или все более предсказуемыми.
На мой взгляд, нужно отказаться от привычной практики и вместо тем сочинений предлагать школьникам задания по
текстам художественных произведений, на основании которых они сами
формулируют тему, точнее – название своей работы, потому что тема предопределена исходным материалом.
Исходный материал – это цитата
(из художественного произведения, из литературно-критической статьи, из
письма или статьи писателя, из литературоведческой монографии и т.д.)
плюс уточняющие вопросы и комментарии к ней.
Цитата
совершенно не обязательно должна быть афоризмом, она может быть
достаточно пространным, описательным, вопросительным, полемическим,
апологетическим высказыванием о героях и ситуациях, их идеях и
поступках, о содержании, о художественных особенностях произведения.
Цитата выступает в качестве приглашения к размышлению и анализу. Это тезис, отправная точка рассуждения.
На материале текста художественного произведения ученик должен обосновать предложенное
высказывание, или опровергнуть его, или разложить на взаимоисключающие
части, одна из которых получает подтверждение, а другая – оспаривается и
т.д. и т.п.
Выполнение такой задачи требует:
1) знания текста;
2) понимания того, как он сделан;
3) умения обоснованно изложить свое видение проблемы:
4)
способности проводить параллели, т.е. привлекать в качестве иллюстраций
и доказательств примеры из других произведений, критических статей, из
реальной жизни.
Совершенно очевидно, что в данном случае количество уникальных качественных исходных материалов практически неисчерпаемо,
изобретать формулировки тем нет никакой необходимости, простор для
ученического творчества обеспечен: можно двигаться не только вглубь
текста (это обязательно), но и вширь.
Подготовкой
к такому экзамену становится не натаскивание – оно в данном случае
невозможно, бессмысленно, а – чтение, вчитывание, вдумывание, анализ.
Это позволит сделать главное: возродить урок литературы, вернуть на урок работу с текстом, вызвать интерес к чтению.
А
там, глядишь, и вдохновение появится – для начала у критической массы
учащих и учащихся, которая запустит цепную реакцию, позволяющую изменить
качество литературного, гуманитарного образования в целом.
Примеры заданий
Общая установка (преамбула):
Внимательно вчитайтесь в цитату, подумайте над сопровождающими ее вопросами.
Используя цитату как отправной тезис и опираясь на вопросы-подсказки, напишите сочинение-рассуждение или эссе.
Озаглавьте свою работу в соответствии с ее темой и содержанием.
Различие между сочинением-рассуждением и эссе в данном случае стилистическое и композиционное.
Сочинение-рассуждение предполагает определенную последовательность разворачивания темы (тезис, аргументы, выводы) и научно-популярный стиль.
Эссе
позволяет автору чувствовать себя стилистически и композиционно более
раскованным, свободным (тут возможны эпистолярная, дневниковая формы
изложения, импровизированный диалог, целенаправленная и содержательно
уместная стилистическая чересполосица и т.д.).
Однако и в том и в другом случае требуется аргументированное, основанное на тексте художественного произведения раскрытие темы.
Задание 1.
«Брат
говорит, что мы правы, – думал он, – и, отложив всякое самолюбие в
сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то
же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем,
какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только
молодость» (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»).
Результатом чего стали эти размышления Николая Петровича Кирсанова? Дает ли роман ответы на поставленные героем вопросы?
Задание 2.
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
Какими романными событиями порождена эта сентенция? Чьи характеры и как раскрываются по ходу этих событий?
Задание 3.
«Он
пьяного чиновника Мармеладова написал так, что Мармеладов отказался бы
от его и нашего сочувствия, лишь бы он его не трогал, не обнажал, не
заглядывал ему в сердце с таким проникновением и с таким дерзновением,
на которое человек по отношению к человеку не имеет права. Есть граница,
которой не должна переступать и самая жалость. Разве можно так
нецеломудренно выворачивать чью бы то ни было душу?» (Ю.Айхенвальд).
Как
реализуется в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
описанный Ю. Айхенвальдом художественный метод изображения человека?
Согласны ли вы с оценкой, которую дает психологизму Достоевского критик?
Критерии оценки
Каждое
из приведенных выше и тому подобных заданий предоставляет учащимся
широкий диапазон возможностей: от лаконичного (в пределах оговоренного
словарного минимума) ответа – до самостоятельного аналитического
исследования.
Критерии
оценки призваны, с одной стороны, стать ориентирами для пишущих, а с
другой – возможностью для проверяющих максимально полно отразить в
итоговой оценке качество работы.
Ориентировочные критерии:
- Владение литературным материалом, необходимым для раскрытия темы.
- Корректность использования литературного материала.
- Убедительность аргументации.
- Логичность изложения.
- Соответствие формулировки темы (названия работы) содержанию задания.
- Стилистическая корректность и выразительность.
- Речевая грамотность.
II. Творческий характер.
- Самостоятельное
расширение и углубление задания (формулировка дополнительных
вопросов, проблем и размышления над ними).
- Привлечение дополнительного литературного материала для сопоставления.
- Осмысление предложенного литературного задания в контексте собственной жизни, жизни современного социума.
III. Языковое оформление.
- Орфографическая грамотность.
- Пунктуационная грамотность.
- Грамматическая корректность.
Подчеркнем:
это ориентировочные критерии, которые могут и должны уточняться и
конкретизироваться, ибо каждый пункт предполагает свою градацию, а
каждая градация имеет конкретную «стоимость».
Самые
«дорогостоящие» критерии оценки сочинения должны быть сосредоточены в
рубрике «Содержание и стиль». Вторая рубрика дает «бонусные» баллы,
важные прежде всего для выпускников, ориентированных на дальнейшее
филологическое образование.
Сочинение,
которое по первому критерию – «Владение литературным материалом,
необходимым для раскрытия темы», оценено нулем баллов, получает ноль
баллов в итоге.
Этот
критерий включает подпункты: 1) владеет информацией, необходимой для
выполнения задания (3 балла); 2) недостаточно владеет информацией (1
балл); 3) не владеет информацией – т.е. не знает содержание
художественного произведения (0 баллов).
Понятно,
что незнание литературного материала не может компенсироваться ничем
другим и не дает права на положительный суммарный итог.
Что
касается критериев третьей группы, то они могут на переходном этапе
числиться за языком, то есть полученные здесь баллы плюсуются к
результату по русскому языку, – это позволит сделать более дробными и
весомыми критерии по литературе.
Оснащение
Список произведений русской литературы,
которые выносятся на экзамен, должен быть опубликован дополнительно,
растиражирован и разрекламирован (!) не только в профессиональных
изданиях, но и в СМИ.
Литература, значащаяся в этом списке, – литература, а не темы сочинений – отныне должна быть предметом интереса, трудов и размышлений учителей, учеников и их родителей.
Учитель литературы должен сосредоточиться на своей главной профессиональной обязанности: учить детей читать.
В заключение – еще одна цитата:
«…Я
хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные
последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди
порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо
сделать только то же самое. Ведь так просто» (Л. Толстой. «Война и мир»).
Просто ли то, о чем пишет Толстой?
И почему это простое усилие так трудно и редко дается людям честным, в то время как легко реализуется нечестными людьми?
И стало ли однозначным благом то единение, которое подразумевал Пьер Безухов?
Вопросы,
которые ставит перед нами великая литература, имеют прямое отношение к
нашей современной жизни. К социально-образовательным стратегиям – в том
числе.
1. См.: Галина Ребель. Эссе или рассуждение? О жанре школьного сочинения / Филолог. 2012. №13 / http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_13_256
Комментариев нет:
Отправить комментарий