Сергей Райский, учитель литературы
Без иллюзий
Без иллюзий
Я опять о школе, простите. В очередной раз назрела необходимость сказать, как оно на самом деле, потому что устаю от потока лжи.
Говорят, что школа учит, даёт, так сказать, знания. И воспитывает ещё вдобавок. И даже не вдобавок, а в первую очередь.
На самом деле ничего подобного. Знания появляются лишь у того. кто учится. Их, увы, подавляющее меньшинство. А большинству государство создало режим наибольшего благоприятствования. Сделано это просто и со вкусом:
а) почти полностью разрушена система среднего специального образования, а значит, альтернативы не осталось: согласно Конституции РФ, каждый обязан получить среднее образование, так что почти всем приходится сидеть в школе 11 классов;
б) чтобы бездельникам в школе сиделось беспроблемно, чиновники от образования поставили учителей в унизительное положение рабов системы, в частности, выработали такие критерии оценки школ, которые не позволяют ни выставить честные оценки (даже за тройки карают рублём), ни тем более оставить на второй год (теоретически это возможно, но в этом случае учителю нужно долго доказывать, что он не верблюд, то есть буквально доказывать, с огромной кипой документов в руках, что сделано всё, чтобы школьник усвоил программу), а уж убрать из школы социально опасных детей практически невозможно;
в) одновременно с этим в общественном сознании выработали систему стойких стереотипов, помогающих науськать родителей на школу и побудить чуть что писать жалобы:
a учитель — неудачник, не сумевший ничего добиться в жизни, вот он в школе и сидит;
a учитель — потенциальный враг, того и гляди навредит ребёнку, так что надо следить в оба и быстро жаловаться, если что;
a учитель работает с чужими детьми, а не со своими, так что он должен их любить, это его работа, и если не любит, надо срочно его за это наказать (логика примерно такая: Мариванна моей девочке тройку поставила, а соседской Катьке пятёрку, значит, Мариванна мою девочку не любит);
a знаменитое "двойки учитель ставит себе, т.е. констатирует, что не сумел научить" и сюда же не менее знаменитое "какой учитель, такие и ученики";
a школы ничего не хотят, кроме денег, а потому надо всех поставить на место, не дать нажиться на наших детях, вон чего в новостях рассказывают и пр. — там ещё много, лень перечислять;
г) в этой ситуации большинству учителей ничего не остаётся делать, кроме как постоянно завышать оценки, одновременно снижая уровень требований, в том числе и уровень сложности заданий, что благополучно подкрепляется государственной политикой, в частности, утвердившимся и постоянно ухудшаемым ЕГЭ, который попросту убил обучение в старшей школе, потому что школьников, которые хотят не только оценок и не только поступления, к старшим классам уже почти не остаётся, очень многие современные школьники (и этому весьма поспособствовали социальные сети) умеют только списывать, да и то плохо, а учителей, которые способны делать хоть что-то, кроме как натаскивать на ЕГЭ, тоже почти уже нет — разучились;
д) поскольку одиннадцатилетнее сидение в школе стало практически всеобщим, надо же куда-то определять выпускников, и вот тут помогает порождённое девяностыми многообразие как бы вузов, так что у нас теперь порой и охранники, и уборщицы имеют дипломы, которые, разумеется, ничего не значат, зато в отчётах о реформах образования всё выглядит красиво;
е) в нормальных вузах, само собой, давно стонут от потока абитуриентов, катастрофически неспособных получать высшее образование, не готовых к этому ни интеллектуально, ни морально, ни психологически, а государство ещё и вынуждает плясать вокруг студента так же, как вокруг школьника, и в итоге мы имеем сотни тысяч фальшивых аттестатов, дипломов, а также (давно уже) фальшивых кандидатских и даже докторских диссертаций;
ж) ни о каком воспитании не может идти речь, если учесть, что в школе любой ребёнок рискует нарваться на безнаказанных хамов и подлецов, что в школе зачастую самые мерзкие дела делаются так, что учителя никогда не узнают (ибо давно уже господствует уголовная этика: доносить нельзя);
з) прибавьте к этому армию учителей, разобщённых, запуганных, униженных, давно забывших о том, что такое наука, вынужденных тратить уйму времени на бесполезные бумажки и до предела издёрганных и учениками, и родителями, и администрацией, а заодно подумайте о том, что уровень и образования, и культуры многих школьных учителей непозволительно низок — и паззл сложится.
Итак, если коротко, то наша школа давно уже учит не учиться, воспитывает безнравственность и выпускает в свет самодовольных болванов, считающих, что у них есть образование. И всё это на фоне радостных рапортов о внедрении нанотехнологий в образование, торжественных награждений лучших учителей, торжественной публикации рейтинга школ и личной президентской заботы (сто книг и пр.).
А надо всего-то начать плясать от печки: отталкиваясь от истинных задач образования, создать условия для его получения и жесточайше пресекать любые попытки изменить ситуацию. Фантастика, правда?
Да, остались ещё приличные школы с жёстким отбором, но их слишком мало.
Так что людей, забирающих своих детей из школы на домашнее обучение, я всецело понимаю и поддерживаю. Жаль только, что такое могут позволить себе лишь немногие.
PS. Да, я при этом остаюсь школьным учителем и менять профессию не хочу. Но это сейчас не имеет отношения к делу.
Говорят, что школа учит, даёт, так сказать, знания. И воспитывает ещё вдобавок. И даже не вдобавок, а в первую очередь.
На самом деле ничего подобного. Знания появляются лишь у того. кто учится. Их, увы, подавляющее меньшинство. А большинству государство создало режим наибольшего благоприятствования. Сделано это просто и со вкусом:
а) почти полностью разрушена система среднего специального образования, а значит, альтернативы не осталось: согласно Конституции РФ, каждый обязан получить среднее образование, так что почти всем приходится сидеть в школе 11 классов;
б) чтобы бездельникам в школе сиделось беспроблемно, чиновники от образования поставили учителей в унизительное положение рабов системы, в частности, выработали такие критерии оценки школ, которые не позволяют ни выставить честные оценки (даже за тройки карают рублём), ни тем более оставить на второй год (теоретически это возможно, но в этом случае учителю нужно долго доказывать, что он не верблюд, то есть буквально доказывать, с огромной кипой документов в руках, что сделано всё, чтобы школьник усвоил программу), а уж убрать из школы социально опасных детей практически невозможно;
в) одновременно с этим в общественном сознании выработали систему стойких стереотипов, помогающих науськать родителей на школу и побудить чуть что писать жалобы:
a учитель — неудачник, не сумевший ничего добиться в жизни, вот он в школе и сидит;
a учитель — потенциальный враг, того и гляди навредит ребёнку, так что надо следить в оба и быстро жаловаться, если что;
a учитель работает с чужими детьми, а не со своими, так что он должен их любить, это его работа, и если не любит, надо срочно его за это наказать (логика примерно такая: Мариванна моей девочке тройку поставила, а соседской Катьке пятёрку, значит, Мариванна мою девочку не любит);
a знаменитое "двойки учитель ставит себе, т.е. констатирует, что не сумел научить" и сюда же не менее знаменитое "какой учитель, такие и ученики";
a школы ничего не хотят, кроме денег, а потому надо всех поставить на место, не дать нажиться на наших детях, вон чего в новостях рассказывают и пр. — там ещё много, лень перечислять;
г) в этой ситуации большинству учителей ничего не остаётся делать, кроме как постоянно завышать оценки, одновременно снижая уровень требований, в том числе и уровень сложности заданий, что благополучно подкрепляется государственной политикой, в частности, утвердившимся и постоянно ухудшаемым ЕГЭ, который попросту убил обучение в старшей школе, потому что школьников, которые хотят не только оценок и не только поступления, к старшим классам уже почти не остаётся, очень многие современные школьники (и этому весьма поспособствовали социальные сети) умеют только списывать, да и то плохо, а учителей, которые способны делать хоть что-то, кроме как натаскивать на ЕГЭ, тоже почти уже нет — разучились;
д) поскольку одиннадцатилетнее сидение в школе стало практически всеобщим, надо же куда-то определять выпускников, и вот тут помогает порождённое девяностыми многообразие как бы вузов, так что у нас теперь порой и охранники, и уборщицы имеют дипломы, которые, разумеется, ничего не значат, зато в отчётах о реформах образования всё выглядит красиво;
е) в нормальных вузах, само собой, давно стонут от потока абитуриентов, катастрофически неспособных получать высшее образование, не готовых к этому ни интеллектуально, ни морально, ни психологически, а государство ещё и вынуждает плясать вокруг студента так же, как вокруг школьника, и в итоге мы имеем сотни тысяч фальшивых аттестатов, дипломов, а также (давно уже) фальшивых кандидатских и даже докторских диссертаций;
ж) ни о каком воспитании не может идти речь, если учесть, что в школе любой ребёнок рискует нарваться на безнаказанных хамов и подлецов, что в школе зачастую самые мерзкие дела делаются так, что учителя никогда не узнают (ибо давно уже господствует уголовная этика: доносить нельзя);
з) прибавьте к этому армию учителей, разобщённых, запуганных, униженных, давно забывших о том, что такое наука, вынужденных тратить уйму времени на бесполезные бумажки и до предела издёрганных и учениками, и родителями, и администрацией, а заодно подумайте о том, что уровень и образования, и культуры многих школьных учителей непозволительно низок — и паззл сложится.
Итак, если коротко, то наша школа давно уже учит не учиться, воспитывает безнравственность и выпускает в свет самодовольных болванов, считающих, что у них есть образование. И всё это на фоне радостных рапортов о внедрении нанотехнологий в образование, торжественных награждений лучших учителей, торжественной публикации рейтинга школ и личной президентской заботы (сто книг и пр.).
А надо всего-то начать плясать от печки: отталкиваясь от истинных задач образования, создать условия для его получения и жесточайше пресекать любые попытки изменить ситуацию. Фантастика, правда?
Да, остались ещё приличные школы с жёстким отбором, но их слишком мало.
Так что людей, забирающих своих детей из школы на домашнее обучение, я всецело понимаю и поддерживаю. Жаль только, что такое могут позволить себе лишь немногие.
PS. Да, я при этом остаюсь школьным учителем и менять профессию не хочу. Но это сейчас не имеет отношения к делу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий