Словесник
Цифровые смыслы
По правде говоря, я не люблю технологии в образовании. Технология – это чётко распланированный процесс с заранее известным и однозначно получаемым результатом. На мой взгляд, наивно рассчитывать, что, обучая разных людей, можно получить одинаковый результат. И, уж конечно, в технологический процесс никак не вклинить личность самого учителя. Вот здесь, в личности учителя, в цели его работы – самое главное.
Цифровые смыслы
По правде говоря, я не люблю технологии в образовании. Технология – это чётко распланированный процесс с заранее известным и однозначно получаемым результатом. На мой взгляд, наивно рассчитывать, что, обучая разных людей, можно получить одинаковый результат. И, уж конечно, в технологический процесс никак не вклинить личность самого учителя. Вот здесь, в личности учителя, в цели его работы – самое главное.
На первый взгляд литературный текст и
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) несовместимы. В прессе, в
педагогическом сообществе, всё в том же интернете время от времени
вспыхивают дискуссии: можно ли к литературе прикасаться через клавиатуру
компьютера. Вот, мол, скачали что-то про Онегина из Сети, распечатали,
презентацию слепили наскоро, учительница получила возможность поставить
отметку, ребёнок чувствует, что задание он выполнил, все довольны, а к
тексту не прикоснулись. Кто виноват? Конечно же, интернет и технологии, а
сами-то мы хорошие.
Другой вариант. Учительница – борец за чистоту процесса,
гаджеты не признаёт и сама компьютером пользоваться не умеет
принципиально. На уроке тоска, обнаружив, что не может повернуть класс к
литературе, никто ничего не прочитал, она мечет громы и молнии в
направлении планшетов и смартфонов – воплощение мирового зла – и
предсказывает их обладателям жалкую судьбу дворников (почему-то именно
дворников).
На самом деле ИКТ на уроке – это не технология в строгом
смысле, это инструмент. И успех зависит от того, зачем ты идёшь на
урок, чего ты хочешь от детей, способен ли ты убедить их, что поможешь
открыть тайну, без которой нельзя жить.
Давайте по-честному. Звучит ли текст на уроке, говорят
дети или нет, умеют они писать сочинения или нет, хотят ли к литературе
обращаться вне урока – вообще не зависит от того, использует ли учитель
ИКТ. Это зависит от того, какой у детей учитель.
Я использую в работе ИКТ, у моих детей на столах
«читалки» и планшеты. И на дом я задаю презентации, учу грамотно их
делать. Но для меня всё это – инструмент, понятный и привычный
современному ребёнку.
ИКТ помогают экономить время. Например, я не диктую темы
домашних письменных работ, а объявляю, что файл с темами на выбор
(причём не три-пять, а двадцать восемь) размещён в электронном дневнике.
Готовую работу они мне пришлют тоже через дневник или по электронной
почте. Они уже знают, что их сочинения я легко проверю на плагиат и
каждый получит не просто отметку, а подробный комментарий (что важно для
подростка, не публично).
Просто презентации – бессмысленны. Но почему не задать
сообщение о жизни писателя, об истории создания произведения, об
историко-культурном контексте, сопровождаемое презентацией? Условие:
готовься так рассказать, чтоб тебе самому было интересно.
ИКТ – палочка-выручалочка для обзорных тем, например,
«Литература русского зарубежья 1920–1950 гг.». Дети заранее выбирают
себе автора и текст. Об этом писателе они узнают всё самостоятельно,
важно увлечь класс книгой, о которой будут рассказывать. Получаются
прекрасные уроки-конференции. Например, в презентации о Набокове на
каждом слайде возникали бабочки, самые разные и в самых неожиданных
местах. Интрига раскрылась только в конце сообщения: писатель всю жизнь
увлекался бабочками, и девушка попыталась найти отголоски этого
увлечения в его книгах.
Очень много читаем на уроке Гоголя. Но времени, к
сожалению, не хватает. «Образы помещиков» готовим по группам, результат
представляем в виде презентации, сопровождаемой устным сообщением.
Кто-то погрузился в текст и подумал, кто-то тупо набрал картинок и текст
из Википедии. Проще всего было сказать: «Садись, три» (всё же делали
задание). Но ведь теперь у нас есть время поговорить и о том, что читать
надо книжку, а уж потом о книжке.
Разве плохо, что в процессе разговора об отношениях
Обломова и Ольги Ильинской мы можем послушать беллиниевскую арию,
которую поёт героиня, понять, что так потрясло Илью Ильича, найти
перевод и догадаться, чем всё кончится. Почему это не работа с текстом?
А вот экранизации на уроках не показываю. Хотя могу
предложить найти и предоставить материал о сценических и экранных
воплощениях произведения.
Так вот, дети очень хотят говорить, думать, спорить, но
только о том, что им важно. А мастерство учителя литературы прежде всего
в том, чтобы подвести их к мысли, что им интересен человек, его вечные
метания и поиск смыслов. И мне, учителю, они ужас как интересны, и я
мечтаю с ними говорить. А будет при этом использоваться ИКТ или нет, не
принципиально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий