Учительская газета
Почему так дешево ценится труд классных руководителей
Почему так дешево ценится труд классных руководителей
Вера Кострова
При одинаковой нагрузке в разных регионах они получают неодинаково.
С января оплата труда классных наставников всецело перешла в ведение муниципалитетов. До этого одну тысячу рублей педагоги получали из федерального бюджета. Теперь власти на местах должны сами решать, кому, за что и сколько платить. В некоторых регионах посчитали, что местный бюджет и так уже подорван доведением зарплаты учителей до средней по экономике. Поэтому отдал оплату классного руководства на откуп самим учебным заведениям. Школа сама из собственного бюджета – из его стимулирующей части - должна выкроить сумму на оплату труда классных наставников. А чтобы не было уравниловки и появился стимул к работе, администрации и коллективу рекомендовано выработать критерии успешности и продуктивности воспитательной деятельности. Распределение стимулирующего фонда подобным образом вначале всех обрадовало, поскольку обещало прозрачность и справедливость, на деле же обернулось скандалами и обидами внутри коллектива (кстати, по этой причине ряд школ от нее отказались, предоставив самому директору поощрять тех, кто этого заслуживает). Дело еще и в том, что бюджеты школ далеко не одинаковы, и суммы, начисляемые классным руководителям, вышли настолько разными, что их трудно сравнивать. Так, например, в одной школе за классное руководство получают порядка 2000, а в соседней – 450 рублей. Такая разница многих возмущает. Ведь трудозатраты не просто сопоставимы, но одинаковы.
Педагоги пишут заявления об отказе от обязанностей классного руководителя до нормализации ситуации с оплатой
Сегодня в обязанности классного руководителя помимо собственно воспитательной работы с детьми входит много рутинного труда, требующего далеких от педагогики, бухгалтерских умений и навыков. Школа все больше удаляется от воспитания, уклоняясь в сторону статистики. Классные руководители обвешаны кучей обязанностей, не связанных с воспитанием: отчеты, сводки, планирование, анализ, доведение до сведения. Добросовестный, порядочный человек, неравнодушный и душой болеющий за детей, разрывается между должностными обязанностями и профессиональным долгом (а эти понятия расходятся все дальше), страдает от того, что в сутках 24 часа всего и что на саму воспитательную работу остается из них очень мало.
«Бухгалтерско-статистический» подход на руку педагогам прагматичным (таких немного) – они делают ровно столько, сколько с них требуют, не переживая об остальном, руководствуясь несокрушимым доводом: «У детей есть родители, вот пусть они и воспитывают». Хотя все: и романтики, и прагматики – отмечают, что дети стали сложными, а родители невыносимыми, с ними порой невозможно договориться…
Всем очевидно – работа классного наставника становится все труднее и ответственнее, а оплата, напротив, все более символичной. Она совершенно неадекватна затратам.
Опрос, проведенный в разных регионах, показал, что почти повсеместно суммы, начисляемые классным руководителям, изменились в сторону понижения.
Пока мы можем порадоваться лишь за педагогов Кировской области. Они ни рубля не потеряли по сравнению с прошлым годом. Бюджет на 11 предстоящих месяцев 2014 года был рассчитан так, чтобы все статьи доходной части оставались на прежнем уровне. А оплата классным руководителям складывалась в Кировской области из трех составляющих: базовая тысяча рублей + 15 процентов от тарификационной суммы + стимулирующая часть.
В Нижегородской области весь прошлый год учителя получали за руководство классом, в котором учится 25 и более учащихся, на руки около 2450 рублей (муниципальные + тысяча из Федерации). За январь нынешнего года они получили чуть менее 1500 рублей чистыми – в квиточках 1600 рублей. Те, кто работает в классах меньшей наполняемости, соответственно меньше. Многие из классных руководителей жалуются, что нагрузка существенно возросла с введением обязательных электронных журналов и дневников, а оплата снизилась.
Незначительно, но все же повысилась оплата самарских классных руководителей. В постановлении правительства Самарской области №25 от 22.01.2014 говорится об увеличении оплаты за выполнение функций классного руководителя. Теперь это 1600 рублей плюс доплата из городского бюджета 300 рублей.
Оренбургские учителя как получали тысячу, так и будут ее получать. Но в Оренбургской области, так же как и в Нижегородской, неоднократно бывали случаи задержки оплаты классного руководства на целый квартал. Но пусть раз в три месяца, деньги будут в конце концов выплачены.
Цветы, конечно, хорошо, но ими сыт не будешь...Пока тяжелая ситуация сложилась в некоторых муниципалитетах Ростовской области. С января оплата классного руководства в регионе производится за счет выплат стимулирующего характера. В начале декабря, когда стало известно, что 1 тысячи не будет, в педколлективах разработали критерии и показатели эффективности работы классных руководителей, но применить их пока не разрешили. Ревизоры решили, что люди еще "не наработали" за период с сентября по декабрь, поэтому пришлось учитывать работу классного руководителя за счет показателей учителей-предметников, которыми они, к счастью, все являются. В больших школах, где стимулирующий фонд значителен, всем классным руководителям компенсировали эту тысячу, а некоторые получили даже больше. Но при этом школы окунулись в разборки (даже судебные) "почему Марьиванне больше?" В школах с небольшим фондом от оплаты классного руководства отказались совсем, поделив скудные доплаты между предметниками. Теперь многие из них хотят отказаться от наставничества, поскольку оно приносит одни хлопоты, а в материальном плане никак не вознаграждается.
В Амурской области педагоги одной из школ отреагировали на прекращение выплат письменным отказом от исполнения обязанностей классного руководителя. Об этом рассказывает статья местного интернет-издания. Ссылку на нее прислал в «УГ» один из педагогов. В статье говорится, что еще в декабре 2013 года Законодательное собрание Амурской области приняло местный закон, в котором отказ от выплаты президентской тысячи обосновывался «нецелесообразностью». Зачем понадобилось употреблять такое запредельное по своей циничности выражение, останется загадкой, но факт остается фактом – амурские законодатели посчитали достаточной для педагогов лишь региональную доплату в размере… 25 рублей за каждого ученика в месяц.
Однако, и этого педагоги в некоторых районах области оказались лишены. Как пишет учитель из одного поселка в Амурской области, с сентября 2013 года эта выплата была прекращена в связи со… слишком большими зарплатами в школах. В итоге отработавшие январь классные руководители не получили ничего. «10 января после выхода с каникул директор собрала коллектив и предложила оплату классного руководства производить со стимулирующего фонда. Все присутствующие педагоги, кроме одного, проголосовали против. Мы - не дураки, понимаем, что просто возьмём из одного кармана и переложим в другой. Хотя нас пытались убедить в обратном. Потом, как сказали в отделе образования, у нас в области только одна наша школа отказалась от такой оплаты, - пишет учитель. - В итоге, педагоги написали заявления об отказе от обязанностей классного руководителя до нормализации ситуации с оплатой». Поддержку борьбе амурских педагогов выражают их коллеги из разных регионов. Правовой отдел профсоюза УЧИТЕЛЬ уже разработал бланки заявлений, которые любой педагог может подать своему начальству, чтобы отказаться от неоплачиваемого труда и от классного руководства на следующий год. Также специалисты профсоюза готовы консультировать педагогов в индивидуальном режиме.
В конце статьи автор предупреждает: «Спровоцированная антисоциальными решениями властей забастовка классных руководителей будет набирать обороты. Нельзя одновременно призывать к усилению воспитательной составляющей в образовательном процессе и лишать учителей даже мизерной оплаты за эту работу». Думают ли об этом чиновники? Не уверена. Потому что сегодня чиновники и руководители любого уровня думают прежде всего о том, как выполнить очередной циркуляр. Об учителях и детях, результатах и последствиях мало кто думает.
При одинаковой нагрузке в разных регионах они получают неодинаково.
С января оплата труда классных наставников всецело перешла в ведение муниципалитетов. До этого одну тысячу рублей педагоги получали из федерального бюджета. Теперь власти на местах должны сами решать, кому, за что и сколько платить. В некоторых регионах посчитали, что местный бюджет и так уже подорван доведением зарплаты учителей до средней по экономике. Поэтому отдал оплату классного руководства на откуп самим учебным заведениям. Школа сама из собственного бюджета – из его стимулирующей части - должна выкроить сумму на оплату труда классных наставников. А чтобы не было уравниловки и появился стимул к работе, администрации и коллективу рекомендовано выработать критерии успешности и продуктивности воспитательной деятельности. Распределение стимулирующего фонда подобным образом вначале всех обрадовало, поскольку обещало прозрачность и справедливость, на деле же обернулось скандалами и обидами внутри коллектива (кстати, по этой причине ряд школ от нее отказались, предоставив самому директору поощрять тех, кто этого заслуживает). Дело еще и в том, что бюджеты школ далеко не одинаковы, и суммы, начисляемые классным руководителям, вышли настолько разными, что их трудно сравнивать. Так, например, в одной школе за классное руководство получают порядка 2000, а в соседней – 450 рублей. Такая разница многих возмущает. Ведь трудозатраты не просто сопоставимы, но одинаковы.
Педагоги пишут заявления об отказе от обязанностей классного руководителя до нормализации ситуации с оплатой
Сегодня в обязанности классного руководителя помимо собственно воспитательной работы с детьми входит много рутинного труда, требующего далеких от педагогики, бухгалтерских умений и навыков. Школа все больше удаляется от воспитания, уклоняясь в сторону статистики. Классные руководители обвешаны кучей обязанностей, не связанных с воспитанием: отчеты, сводки, планирование, анализ, доведение до сведения. Добросовестный, порядочный человек, неравнодушный и душой болеющий за детей, разрывается между должностными обязанностями и профессиональным долгом (а эти понятия расходятся все дальше), страдает от того, что в сутках 24 часа всего и что на саму воспитательную работу остается из них очень мало.
«Бухгалтерско-статистический» подход на руку педагогам прагматичным (таких немного) – они делают ровно столько, сколько с них требуют, не переживая об остальном, руководствуясь несокрушимым доводом: «У детей есть родители, вот пусть они и воспитывают». Хотя все: и романтики, и прагматики – отмечают, что дети стали сложными, а родители невыносимыми, с ними порой невозможно договориться…
Всем очевидно – работа классного наставника становится все труднее и ответственнее, а оплата, напротив, все более символичной. Она совершенно неадекватна затратам.
Опрос, проведенный в разных регионах, показал, что почти повсеместно суммы, начисляемые классным руководителям, изменились в сторону понижения.
Пока мы можем порадоваться лишь за педагогов Кировской области. Они ни рубля не потеряли по сравнению с прошлым годом. Бюджет на 11 предстоящих месяцев 2014 года был рассчитан так, чтобы все статьи доходной части оставались на прежнем уровне. А оплата классным руководителям складывалась в Кировской области из трех составляющих: базовая тысяча рублей + 15 процентов от тарификационной суммы + стимулирующая часть.
В Нижегородской области весь прошлый год учителя получали за руководство классом, в котором учится 25 и более учащихся, на руки около 2450 рублей (муниципальные + тысяча из Федерации). За январь нынешнего года они получили чуть менее 1500 рублей чистыми – в квиточках 1600 рублей. Те, кто работает в классах меньшей наполняемости, соответственно меньше. Многие из классных руководителей жалуются, что нагрузка существенно возросла с введением обязательных электронных журналов и дневников, а оплата снизилась.
Незначительно, но все же повысилась оплата самарских классных руководителей. В постановлении правительства Самарской области №25 от 22.01.2014 говорится об увеличении оплаты за выполнение функций классного руководителя. Теперь это 1600 рублей плюс доплата из городского бюджета 300 рублей.
Оренбургские учителя как получали тысячу, так и будут ее получать. Но в Оренбургской области, так же как и в Нижегородской, неоднократно бывали случаи задержки оплаты классного руководства на целый квартал. Но пусть раз в три месяца, деньги будут в конце концов выплачены.
Цветы, конечно, хорошо, но ими сыт не будешь...Пока тяжелая ситуация сложилась в некоторых муниципалитетах Ростовской области. С января оплата классного руководства в регионе производится за счет выплат стимулирующего характера. В начале декабря, когда стало известно, что 1 тысячи не будет, в педколлективах разработали критерии и показатели эффективности работы классных руководителей, но применить их пока не разрешили. Ревизоры решили, что люди еще "не наработали" за период с сентября по декабрь, поэтому пришлось учитывать работу классного руководителя за счет показателей учителей-предметников, которыми они, к счастью, все являются. В больших школах, где стимулирующий фонд значителен, всем классным руководителям компенсировали эту тысячу, а некоторые получили даже больше. Но при этом школы окунулись в разборки (даже судебные) "почему Марьиванне больше?" В школах с небольшим фондом от оплаты классного руководства отказались совсем, поделив скудные доплаты между предметниками. Теперь многие из них хотят отказаться от наставничества, поскольку оно приносит одни хлопоты, а в материальном плане никак не вознаграждается.
В Амурской области педагоги одной из школ отреагировали на прекращение выплат письменным отказом от исполнения обязанностей классного руководителя. Об этом рассказывает статья местного интернет-издания. Ссылку на нее прислал в «УГ» один из педагогов. В статье говорится, что еще в декабре 2013 года Законодательное собрание Амурской области приняло местный закон, в котором отказ от выплаты президентской тысячи обосновывался «нецелесообразностью». Зачем понадобилось употреблять такое запредельное по своей циничности выражение, останется загадкой, но факт остается фактом – амурские законодатели посчитали достаточной для педагогов лишь региональную доплату в размере… 25 рублей за каждого ученика в месяц.
Однако, и этого педагоги в некоторых районах области оказались лишены. Как пишет учитель из одного поселка в Амурской области, с сентября 2013 года эта выплата была прекращена в связи со… слишком большими зарплатами в школах. В итоге отработавшие январь классные руководители не получили ничего. «10 января после выхода с каникул директор собрала коллектив и предложила оплату классного руководства производить со стимулирующего фонда. Все присутствующие педагоги, кроме одного, проголосовали против. Мы - не дураки, понимаем, что просто возьмём из одного кармана и переложим в другой. Хотя нас пытались убедить в обратном. Потом, как сказали в отделе образования, у нас в области только одна наша школа отказалась от такой оплаты, - пишет учитель. - В итоге, педагоги написали заявления об отказе от обязанностей классного руководителя до нормализации ситуации с оплатой». Поддержку борьбе амурских педагогов выражают их коллеги из разных регионов. Правовой отдел профсоюза УЧИТЕЛЬ уже разработал бланки заявлений, которые любой педагог может подать своему начальству, чтобы отказаться от неоплачиваемого труда и от классного руководства на следующий год. Также специалисты профсоюза готовы консультировать педагогов в индивидуальном режиме.
В конце статьи автор предупреждает: «Спровоцированная антисоциальными решениями властей забастовка классных руководителей будет набирать обороты. Нельзя одновременно призывать к усилению воспитательной составляющей в образовательном процессе и лишать учителей даже мизерной оплаты за эту работу». Думают ли об этом чиновники? Не уверена. Потому что сегодня чиновники и руководители любого уровня думают прежде всего о том, как выполнить очередной циркуляр. Об учителях и детях, результатах и последствиях мало кто думает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий