понедельник, 23 июня 2014 г.

Сергей Оробий "Матрица современности. Генезис русского романа 2000-х гг."

Сергей Оробий 
"Матрица современности. Генезис русского романа 2000-х гг."
Блог С.Оробия
2000-е годы были, возможно, самым динамичным периодом в истории русского романа. На протяжении десятилетия самые разные писатели – от Пелевина, Быкова и Кантора до Шишкина, Терехова и Прилепина – пытались синтезировать свою модель современности: одни – в форме романа на злобу дня, другие – в форме актуальной фантасмагории, третьи – в форме универсального романа. Насколько это у них получилось, какие повествовательные техники при этом изобретались и какая матрица современности сложилась в итоге, рассказывает эта книга.
Александр Генис как-то сказал: «Хороший учебник подводит итог, великий расчищает площадку, интересный – будит фантазию». Так можно сказать не только о учебниках. Моя «Матрица» не только подводит итог, но и, надеюсь, разбудит вашу фантазию.
Оглавление
От автора
Глава I. МОЖЕТ ЛИ «СОВРЕМЕННОЕ» БЫТЬ ЦЕЛОСТНЫМ?
Глава II. ИСТОРИЯ ОДНОГО УЧЕНИЧЕСТВА (ВЛАДИМИР НАБОКОВ – САША СОКОЛОВ – МИХАИЛ ШИШКИН)
Приложение. «Лаура…» Набокова: идеальная метафизическая ловушка
Глава III. РОМАНЫ-УТОПИИ «НУЛЕВЫХ» И ХОЛОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИСТОРИИ
Глава IV. ДИСКУРСИВНЫЙ МАТЕРИАЛ СОВРЕМЕННОСТИ (ЕЩЁ РАЗ О ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ)
Приложение. «Старик Державин нас заметил…»
Глава V. БЫТЬ НИГДЕ, ПИСАТЬ НИОТКУДА: МЕТА-ХРОНОТОП «УНИВЕРСАЛЬНОГО» РОМАНА
5.1. «Говорю, следовательно, существую?» (вводные замечания)
5.2. Изыскания в окрестностях замка Ретлер, или Арабескная поэтика Александра Иличевского
5.3. Бытийность романного слова: «Венерин волос» Михаила Шишкина
5.4. Маршруты неотправленных писем (два сюжета)
5.4.1. «Письмовник» Михаила Шишкина, или О направлении времени в тексте
5.4.2. Как организован «Побег куманики» Лены Элтанг
5.5. Проза Орфея: феномен Александра Гольдштейна
5.6. Жанровый Протей (резюме)
Глава VI. ПО ТУ СТОРОНУ ИСТОРИИ: РЕВЕРС ВРЕМЕНИ
6.1. Идеологический дискурс в безыдейные времена
6.1.1. Феномен Дмитрия Галковского: анти-пост-модернизм 1990-х
6.1.2. Чему учит «Учебник рисования» Максима Кантора
6.2. Страшная сказка о Родине: ревизия архетипов
6.2.1. Великая Отечественная война как (hi)story (Андрей Тургенев и Илья Бояшов)
6.2.2. Сбежать из истории: «Каменный мост» Александра Терехова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комментариев нет: