понедельник, 14 июля 2014 г.

Выставки в Музее изобразительных искусств имени А.Пушкина (Москва). Июль 2014


Я это видела!
Сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина
1.Выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского»
ГМИИ  продолжает знакомить публику с шедеврами мирового искусства из собраний крупнейших музеев Европы и США. Коллекция Князя Лихтенштейнского по праву считается одной из лучших среди музеев мира. Именно здесь хранятся хрестоматийно известные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Жака (Якоба) Йорданса и их современников.
На выставке будет показано 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Они во всем блеске демонстрируют различные грани таланта этих замечательных живописцев. Выставку откроют картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений), исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Прежде всего, это портреты, крупноформатные произведения на религиозные и мифологические сюжеты. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония».
Большой интерес для зрителей представляет одновременный показ хорошо известной картины Рубенса «Марс и Рея Сильвия», эскиза к ней и вытканной по нему шпалеры. Они позволяют наблюдать развитие авторского замысла от камерного эскиза к большеформатной композиции.
Другая крупная фигура - Антонис ван Дейк. Он снискал широкую прижизненную славу как выдающийся мастер портрета. На выставке будут представлены работы художника, созданные в разные периоды работы - как в Антверпене, так и в Генуе (десять картин). Экспонируемый на выставке «Портрет Марии де Тассис» по праву принадлежит к лучшим женским образам творческого наследия ван Дейка.
Третья выдающаяся творческая личность в истории фламандской живописи - Жак Йорданс. Утверждение избыточной красоты и многообразия реального мира прославляют многие его произведения. В их числе – четыре картины из коллекции князя Лихтенштейнского, созданные в ранний период творчества художника.
Франс Снайдерс – крупнейший мастер анималистического жанра во фламандской живописи XVII века. Исполненые им в широкой и динамичной манере картины надолго стали эталонами для последующих поколений анималистов, работавших в разных странах Западной Европы в XVII и XVIII веках.
Отдельную группу в истории фламандского искусства составляют произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого, которые на протяжение многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров. «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах. С другой стороны, «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом.
Выставка, приуроченная к государственному визиту Князя и Наследного принца Лихтенштейнского, станет достойным продолжением амбициозных выставочных проектов музея, станет настоящим подарком для публики.
2.Выставка "Великие живописцы Ренессанса из собрания Академии Каррара в Бергамо"

В Год туризма Италии в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет уникальную выставку из собрания Академии Каррара в Бергамо, одного из известных и самобытных музеев Италии.
Впервые в России показана столь яркая панорама художественных достижений эпохи Возрождения. На выставке представлено 58 произведений живописи мастеров эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других, которые позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в один из самых интересных и важных моментов истории. Хронологически выставка охватывает XV и XVI века, от истоков до зрелости,  от работ, созданных в период становления нового искусства, основанного на принципах гуманизма, до шедевров, написанных мастерами,  прославившими свое время.
В соответствии с хронологическим принципом экспозиция делится на три раздела. Первый включает работы мастеров Кватроченто (XV век), чье творчество дает пример соединения стилевых особенностей поздней готики с поисками нового выразительного языка. Следующий   посвящен Раннему Возрождению. Помимо художников венецианской школы во главе с Джованни Беллини, здесь можно видеть картины живописцев из других регионов Италии, от Тосканы до Ломбардии, Пьемонта и Венето. И третий, завершающий, раздел, посвящен исключительно венецианской живописи Чинквеченто (XVI век), Высокого и позднего Возрождения. Здесь преобладают работы бергамских художников – Якопо Пальмы Старшего, Андреа Превитали, Джованни Баттисты Морони, а также Лоренцо Лотто и Джованни Карьяни, которые, будучи венецианцами, надолго связали свою жизнь с Бергамо.
Одна из самых знаменитых из представленных на выставке картин – написанный в 1441 году Портрет герцога Лионелло д’Эсте Антонио Пизанелло, выдающегося живописца, рисовальщика, стоявшего у истоков европейского медальерного искусства. Сегодня насчитывается менее десяти известных живописных работ художника.  В отечественных музеях они отсутствуют.
Заслуженной славой во всем мире пользуется творчество Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино. Экспозиция включает работы Боттичелли - История из жизни св. Виргинии (1500-1510), Портрет Джулиано Де Медичи (1478-1480), Благословляющий Спаситель (1495-1500) и  Поклонение пастухов (1504)  Пьетро Перуджино.
С особой полнотой на выставке показана живопись Северной Италии, переживавшая в эпоху Возрождения бурный расцвет в разных художественных центрах этого обширного региона: в Венеции и Ферраре, Бергамо, Милане и Турине. Подлинным открытием для зрителей станет знакомство с двумя всемирно известными картинами Джованни Беллини, изображающими Мадонну с Младенцем. С именем этого великого живописца связано становление и расцвет Раннего Возрождения в Венеции. В российских собраниях произведения Джованни Беллини отсутствуют.
Открытием для посетителей Музея будет и знакомство с произведениями миланских живописцев Винченцо Фоппы (Голгофа, 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха Мадонна делла Роза, 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры (Мадонна с младенцем, 1460-1465).
Особое место в экспозиции принадлежит произведениям Лоренцо Лотто, хорошо знакомого нашим зрителям по выставкам, прошедшим в последние годы в ГМИИ. Представленные четыре композиции мастера относятся ко времени его работы в Бергамо, начиная с 1513 года. Среди них знаменитое Мистическое обручение св. Екатерины (1523).
Завершают выставку работы венецианских мастеров XVI века, которые были современниками Тициана, работали рядом с ним и нередко составляли ему достойную конкуренцию. Это группа композиций на религиозные и светские темы, а также портреты. Среди них Мадонна с младенцем и святыми (1510-1515) Якопо Пальмы Старшего; Музицирующая пара  (около 1520) Джованни Карьяни; Мадонна с Младенцем и святыми (около 1520) Андреа Превитали;, парные портреты Бернардо Спини и Паче Ривола Спини (1573), Портрет молодого человека в возрасте 29 лет  (1567),  Портрет девочки из семейства Редетти (1570) Джованни Баттисты Морони, одного из первых великих портретистов Европы.
Выставка – увлекательное путешествие во времени. Благодаря хронологическому принципу расположения произведений, внимательный зритель  сможет открыть для себя глубокие пласты, связанные с историей искусства. Проследить его эволюцию от традиционных готических форм к новым пространственным построениям Ренессанса, когда постепенно складывался тип станковой картины, предназначенной не для церкви, а для интерьера частного дома, когда возникали новые формы светского искусства, менялась техника живописи и критерии ее оценки.

Комментариев нет: