понедельник, 25 августа 2014 г.

Мой книжный улов: август 2014

   Купила книги. Скоро многочисленные дни рождения друзей, приятелей, коллег, однокурсников, одноклассников. У меня почти всё окружение читающее. Да и сама кое-что почитаю.
Михаил Веллер "Любовь и страсть". - М., 2014.
Это самые громкие и блестящие драмы любви, потрясшие человечество за тысячи лет. Герои их - от Самсона и Далилы до Квазимодо и Эсмеральды, от Антония и Клеопатры до алых парусов Грэя и Ассоли. Как влюбляется человек и почему он страдает, из чего происходит трагедия и как сберечь счастье - об этом идет речь в шестидесяти шести главах захватывающего повествования. Страдание и блаженство неизменно во все эпохи, но каждая что-то отнимает и добавляет свое в эти вечные чувства.
Бенедикт Сарнов "Заодно с гением. Путеводитель по Маяковскому". - М., 2014.
Бенедикт Сарнов знает и любит Маяковского с детства. Сегодня он, возможно, самый авторитетный специалист по его творчеству. Он пишет ярко, пристрастно, и Маяковский в его книге предстает нам разным, неожиданным - и очень живым. Восемь десятков лет протекло со дня смерти поэта. Но он по-прежнему с нами. Он по-прежнему интересен и нужен нам.
Александр Долинин "Пушкин и Англия". - М., 2007.
Центральный сюжет книги известного литературоведа - история пушкинских замыслов, отсылающих к произведениям английских авторов, в числе которых не только часто обсуждаемые в пушкинистике Шекспир, Байрон и Вальтер Скотт, но и Дж.Мильтон и Дж.Баньян, С.Кольридж и Р.Саути, Барри Корнуол и Дж.Вильсон. Английские прецеденты, источники и модели, оказавшие значительное влияние на писательскую стратегию Пушкина, рассмотрены с точки зрения тех литературных и культурных контекстов, в которых они переосмыслялись в пушкинском творчестве. Такой взгляд со стороны английской словесности дает возможность нового прочтения и оригинальной интерпретации многих пушкинских текстов, в числе которых "Анчар" и "Из Пиндемонти", "Капитанская дочка" и "Анджело", "Скупой рыцарь" и "Пир во время чумы".
Павел Басинский "Скрипач не нужен". - М., 2014.
Почему не встретились два великих современника - Толстой и Достоевский? Что общего между "Мифом о Сизифе" Камю и поэмой "Человек" Горького? Почему бабочка из рассказа Варлама Шаламова "задает вопросы куда более страшные, чем знаменитая бабочка Брэдбери"? Что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший - как и Лермонтов - в двадцать шесть лет? В чем секрет успеха Бориса Акунина, и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца?    
Борис Ширяев "Неугасимая лампада". - М., 1991.
В книгу Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» вошли рассказы о жизни первых узников Соловецкой каторги, прибывших на остров в 1922 году. Соловецкий лагерь стал для автора книги, как и для многих тысяч людей, прошедших через него, «страшной зияющей ямой, полной крови, растерзанных тел, раздавленных сердец...» Но и среди тяжких испытаний, среди издевательств и кощунства, «в перетлевшем иле человеческой суеты, лжи и слепоты» светил и согревал людей негаснущий свет Христовой веры и любви.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Охота на василиска". - М., 2014.
Вчера самым страшным чудовищем был василиск из любимой книжки, а сегодня умирает ближайшая подруга, твой парень ока­зывается не только твоим, а школа превращается в ад. Больше всего на свете хочется забыть все это как страшный сон, но не получается. Потому что если не ты, то никто не распутает клубок проблем. И у тебя есть выбор - бороться до последнего или... что, сдаться?!
Борис Шергин. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 2. Сказы. - М., 2014.
Во второй том входит проза Шергина, основные его рассказы, были, сказания, статьи. Собрание иллюстрировано как работами известных художников книги, так и рисунками самого Шергина, сохранившимися в архиве писателя и никогда не публиковавшимися.    
Екатерина Коути, Елена Клемм  "Заговор призраков". - М., 2014.
Агнесс Тревельян становится свидетельницей покушения на жизнь королевы Виктории. Королева уцелела, злоумышленник скончался на месте, но Агнесс благодаря своему сверхъестественному дару успевает заметить: несостоявшимся убийцей управлял призрак в монашеском облачении! Только у пастора Джеймса Линдена, опекуна Агнесс, достаточно навыков для охоты на нежить, однако они даже не подозревают, какая страшная сила им противостоит. Расследование приводит то в Бедлам, знаменитую лечебницу для душевнобольных, то в покои премьер-министра, то в Букингемский дворец.
Дороти Иден, Джин Рис "Говори мне о любви. Антуанетта". - М.. 1994.
"Антуанетта" - роман, по которому создан фильм "Широкое Саргассово море" о первой жене Рочестера. Некая предыстория "Джейн Эйр".
Элиан Вьенно "Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа". - М., 2012.
Маргарита Валуа - это "королева Марго". Во всяком случае, так мы называем ее сегодня, думая, что хорошо с ней знакомы. Эта историческая фигура стала персонажем легенды задолго до Александра Дюма. Он дал ей это прозвище, но его героиня имела очень мало общего с женщиной-политиком, ловким дипломатом, писательницей, эрудиткой, меценаткой и невероятно боевой государыней, какой на самом деле была последняя дочь Екатерины Медичи и первая супруга короля Генриха IV. Поэтому, чтобы получить представление о ее сложной личности и понять смысл ее исторических решений, понадобилось по-настоящему переписать ее биографию.
Питер Хэммонд "Ричард III и битва при Босворте". - М., 2014.
Благодаря Вильяму Шекспиру английский король Ричард III стал символом своего времени - кровопролитного противостояния между двумя ветвями правящей династии Англии, Норками и Лан­кастерами, известного под названием войны Алой и Белой Розы (вторая половина XV в.). Властолюбивый горбун, убийца царствен­ных племянников, узурпатор - под такими эпитетами Ричард остался в народной памяти. В последние десятилетия историки кардинальным образом изменили взгляд на личность и правление Ричарда. В своей книге историк Питер Хэммонд дает скрупулезный обзор политических и военных событий, приведших Ричарда на английский престол и вскоре завершившихся его гибелью (1485 г.). Автор пытается найти ответ на вопрос, каким образом этот спо­собный и амбициозный правитель, бывалый воин, ветеран войн Роз, на самой вершине своего жизненного пути, неожиданно по­терпел поражение от куда менее талантливого соперника Генриха Тюдора?
Жан Фавье "Столетняя война". - М., 2014.
Перед читателем, пожалуй, самая лучшая книга о Столетней войне - крупномасштабном военном столкновении двух монархий эпохи зрелого сред­невековья - Франции и Англии. Столетняя вой­на - необычайно сложное и многослойное событие: начавшись с притязаний на французский трон двух родственников последнего короля Франции, Филиппа Валуа и Эдуарда Плантагенета, Столетняя война по­степенно переродилась в национальное столкновение двух держав, двух народов, не случайно именно с этой войной связывают зарождение национального самосознания. После первых и необъяснимых, как тогда казалось, поражений французского рыцарства на полях битв при Креси и Пуатье, изменилась тактика и стратегия войны: рыцарские доблести уступали место желанию добиться конечного результата - победы над врагом любой ценой. На последнем этапе Столетней войны во Франции возникла первая постоянная армия. Жан Фавье детально излагает развитие военных действий, дает красочные и яркие описания крупных и мелких баталий, исследует роль эволюции вооруже­ния.
Софья Агранович, Сергей Березин "Homo amphibolos. Археология сознания". - М., 2005.
Эта книга названа "Homo amphibolos" - человек двусмысленный. Исследуя генетическую природу психологических феноменов человеческого сознания и кардинальных категорий культуры, авторы выстраивают принципиально новую гипотезу, объясняющую происхождение человека и архаические истоки его сознания.
Евгений Ямбург "Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?". - М., 2014.
Профессиональный стандарт педагога утверждён приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н. Однако его внедрение только начинается, вызывая много вопросов и тревог в педагогической среде. В книге представлен развёрнутый комментарий к документу руководителя группы разработчиков концепции профстандарта педагога, директора Центра образования №109 Москвы Евгения Александровича Ямбурга. Для удобства читателей в книге наряду с приказом Минтруда России приведён полный текст развёрнутой концепции профстандарта педагога.
Серия "Человек-загадка"
Вадим Эрлихман "Дракула. Тайны князя-вампира". - М., 2013.
Исторические документы и народная память сохранили и донесли до нас образ настоящего Дракулы, господаря Влада Цепеша - неукротимого властолюбца, твердого государственника, вся жизнь которого прошла в бесконечной и безжалостной борьбе с внешними и внутренними врагами. Эта борьба, где друзья в любую минуту могли оказаться противниками, а победа тут же оборачивалась поражением, приучила его к жестокости - и если оправдать его нельзя, то понять, наверное, можно. Труднее понять другое - почему именно Дракула, ничем особенным не выделявшийся среди правителей своего времени, на века стал воплощением злодея, дьявола в человеческом обличье, а потом и чудовища-вампира.
Вадим Эрлихман "Король Артур". - М., 2013.
Легендарный вождь бриттов V-VI веков, разгромивший завоевателей-саксов; центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают, что у этого героя был реальный прототип. Согласно легендам, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого Стола. О подвигах Артура и его рыцарей сложены многочисленные поэмы и рыцарские романы, которые повествуют в основном о поисках Святого Грааля - самой чудесной и загадочной реликвии Средневековья.
 Серия  "Жизнь замечательных людей"
Вадим Эрлихман "Робин Гуд". - М., 2012.
 Знаменитый предводитель "вольных стрелков" Робин Гуд воспет как в средневековых балладах, так и в современных романах, фильмах и телесериалах. Образ благородного разбойника, защищающего бедняков и смело бросающего вызов власть имущим, по-прежнему остается популярным, порождая не только поклонников, но и подражателей. При этом большинство ученых уверены, что Робин Гуд - фольклорный герой, никогда не существовавший в реальности. Но так ли это? Какие исторические события и личности могли повлиять на возникновение колоритного образа хозяина Шервудского леса? И как этот образ в течение веков преломлялся в фантазии сначала англичан, а потом и жителей других стран, включая Россию.  

Комментариев нет: