воскресенье, 31 августа 2014 г.

Сергей Волков: «Оставь надежду, всяк сюда входящий»

Источник
161-0009
Сергей Волковучитель русского языка и литературы ГОУ Центра образования № 57 г. Москвы, главный редактор журнала«Литература»
 Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Я стараюсь не думать об учебном годе во время отпуска. Причем чем учебный год ближе, тем больше стараюсь не думать. Когда-то я готовился, переживал, планировал. Сейчас, видимо, уже постарел и утих. Главное для меня — не рисовать себе первое сентября как прыжок в кипящий котел, откуда, как уверяют сказки, я должен выскочить омолодившимся. Не воспринимать эту дату как некий страшный рубеж, за которым конец жизни и тьма школьных будней. Первого сентября нужно просто проснуться и продолжить жить как жил. А за отпуск нужно как можно больше забыть. Расслабиться, отвыкнуть, отдохнуть, смыть с себя весь негатив, продышаться, набрать энергии. Надежды и опасения — как про любой завтрашний день. Чтоб хватило сил. Чтоб не кончился завод.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного годаЧто считаете главными успехами своей школы?
— Лично для меня важный итог в том, что я смог параллельно школе целый год продержаться в вузе — в Школе-студии МХАТ. Мне было трудно и интересно одновременно, надо было выстраивать совершенно новый курс литературы для студентов. Кроме того, в этом году прошел мой первый полный цикл в ранге председателя предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе. У нас отличная команда, мы во многом обновили олимпиаду — и даже не очень много оплеух от коллег получили. Что касается школы, то в этом году я выпускал интересный класс математиков. С ними было здорово работать. Мы без конца спорили, но ни разу, кажется, не подрались. Эти дети много дали мне в чисто человеческом плане.
А главный успех школы в целом — она продолжила делать свое дело так же хорошо, как делала его всегда, по крайней мере на моей памяти. Это очень непросто — из года в год держать планку, сохранять атмосферу, обновляться не меняясь.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наукно и со странойНе разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с УкраинойВ чем Вы видите сейчас наиболее важнуюактуальную задачу для учителя?
— Главные задачи учителя не зависят от политической обстановки в стране и тех или иных международных событий. В любой ситуации он должен оставаться свободным и честным собеседником детей, он должен рассказывать им о том, что сам считает важным, должен вызывать у них интерес к жизни вообще и к той сфере, за преподавание которой взялся, в частности. Он должен терпеливо и внимательно слушать детей и стараться вступать с ними в диалог. Для них годы в школе — годы бурного роста, поисков, изменений. В каком-то смысле дети во все эпохи растут одинаково. В этом залог школьного постоянства. В этом учительская отрада: что бы ни происходило вокруг, в школе происходит одно и то же. Дети гомонят, толкаются, кусаются, смеются, плачут, ждут, обижаются, любят, размышляют, прислушиваются, не соглашаются — и растут, растут, растут…
— Не кажется ли Вамчто вы занимаетесь сизифовым трудомИ как подготовить молодых ребят к томук чему даже взрослые оказались не готовы?
— Кажется. Но и в сизифовом труде есть свой высокий смысл. На мой взгляд, существует по крайней мере два вида деятельности. Один — я завтра должен быть не таким, как сегодня. Развитие, перемена мест, расширение рынков, ребрендинг, ловим струю, меняем модели и марки, постоянно обновляемся и видоизменяемся. Другой… Другой мне видится как небольшая булочная в провинциальном французском городке. Каждый день, много лет подряд, лучше сто, — один и тот же круассан. Такой же мягкий и горячий, как и вчера. Тот же кофе. Те же скатерти. Та же улыбка хозяйки за прилавком.
Всё должно быть точно таким же, чтобы уехавший из городка юноша вернулся в эту булочную стариком, съел свою мадленку и всё узнал и вспомнил. Вот школа — это немножко такая французская булочная. Она выпекает свой вечный круассан и улыбается вечным покупателям нестареющей улыбкой. Для того чтобы совершать изо дня в день этот маленький подвиг постоянства, нужно много внутренних сил.
В трудные эпохи раздоров и споров, которые часто раскалывают семьи, разводят друзей, провоцируют конфликты в сложившихся коллективах, учителю важно не поступиться своими убеждениями, но и не размахивать ими при этом как саблей, под которую могут попасть дети. Все они разные. У них разные семьи и ценностные установки. И выслушивать надо каждого. С каждым говорить, стараясь не оттолкнуть. Понимая, как труд-но может быть ребенку, оказавшемуся между наковальней семьи и молотом школы
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето»А как Вы провели летоЧто интересного удалось придумать (ifanything)? Не поделитесь одной из идей?
— Удалось составить задания школьного и муниципального этапа олимпиады по литературе на следующий год. Они вот тут [1]. А лето провел не самым плохим образом. В частности, съездил во Францию и Испанию.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Комментариев нет: